Голден Стэйт
Зависти пост.
Карри подпишет контракт на 201 млн. Почему так получилось?
НБА переживает золотой век не только с точки зрения таланта игроков и зрительского интереса, но и успешно монетизирует оба этих фактора. С сезона-2016/17 вступил в силу 9-летний контракт с телевизионными корпорациями – согласно его условиям, лига за этот срок заработает 24 миллиарда долларов.
Помимо всего прочего, финансовое благополучие выразилось и в том, что потолок зарплат резко увеличился. В середине 90-х он колебался вокруг 30 миллионов, в середине нулевых вокруг 50 миллионов, а в прошлом году резко взлетел с 70 сразу до 94 миллионов. В сезоне-2017/18 потолок составит 99 миллионов (а ожидался вообще на уровне 101).
Резкий скачок прошлым летом привел к последствиям, которая лига не сумела (не захотела) спрогнозировать: «Голден Стэйт» воспользовались просчетом и превратили суперкоманду в супер-пуперкоманду при помощи подписания Кевина Дюрэнта на появившееся в «платежке» место. Чем поставили всех в тупик. Видимо, назначая новый потолок, в лиге лишь со смаком предвкушали, как разнообразные менеджеры-дурачки будут швыряться миллионами в сторону Соломонов Хиллов и Луолов Денгов, а тут такой неожиданный поворот – нашелся кто-то умный.
Работу над ошибками лига провела уже в новом коллективном соглашении, которое было подписано по ходу прошлого сезона и вступило в действие с 1 июля. В нем появилось так называемое «исключение назначенного игрока»: клубы получили больше финансовых возможностей для продления и переподписания контрактов со своими суперзвездами. В частности, теперь команды могут предлагать своим звездным свободным агентам «супермакс», достигающий суммы свыше 200 миллионов и рассчитанный на срок до 5 лет (ранее доступный лишь звездам, которые провели в НБА больше 10 лет).
Пункт с самого начала стали называть «поправкой Дюрэнта».
Во-первых, подразумевалось, что это помешает суперзвездам объединяться в одном клубе. Если бы пункт работал при прошлом коллективном соглашении, то и «Оклахома» смогла бы предложить гораздо лучшие условия Дюрэнту, и у «Голден Стэйт» не оказалось бы столько свободного места в платежной ведомости, так как им пришлось бы переподписать не соответствующий уровню Карри дешевый контракт.
Во-вторых, это должно было разрушить суперкоманду в «Голден Стэйт», так как стало бы невозможно в течение длительного времени удерживать несколько суперзвезд.
Этим летом сразу несколько игроков имели реальные шансы подписаться на пятилетний «супермакс»: Кайл Лаури, Пол Миллсэп, Крис Пол и Стеф Карри. Первые трое – как ветераны, проведшие в лиге больше 10 лет. Карри оказался первым, кто попал под правило «назначенного игрока». (Для того чтобы претендовать на «исключение назначенного игрока, нужно соответствовать следующим критериям: 8-9 лет в лиге, в одной и той же команде, в одной из трех символических сборных либо в сезоне-2016/17, либо в сезонах-2014/15 и 2015/16, лучший защитник либо в сезоне-2016/17, либо в сезонах-2014/15 и 2015/16 и MVP в сезонах-2014/15, 2015/16 или 2016/17).
Ни одному из первых троих подписаться на рекордные деньги не удалось. «Торонто» и «Клипперс» не захотели выдавать Лаури и Крису Полу пятилетние контракты, а «Атланта» не предложила Миллсэпу вообще никакого.
Именно так Карри стал первым игроком в истории НБА, который подписал соглашение, превышающее 200 миллионов.
201 миллион на пять лет – насколько это много?
Ну, это по 170 долларов и 22 цента за каждую секунду каждого матча регулярного сезона «Голден Стэйт» на протяжении пяти лет.
По общей сумме в 201 миллион соглашение Карри входит в число 15 самых крупных в истории американского спорта. Причем перед ним исключительно соглашения бейсболистов, рассчитанные на гораздо большее количество сезонов. Самый большой договор в 2015-м заключил Джанкарло Стэнтон из «Майами» – 325 миллионов на 13 лет.
Предыдущий самый большой контракт в НБА был в прошлом году подписан защитником «Мемфиса» Майком Конли и рассчитан на 153 миллиона.
По усредненному годовому доходу Карри будет получать больше, чем кто-либо за всю историю американского спорта (где в лигах существует понятия налога на роскошь и ограничений по зарплатам). Лишь в НФЛ Эндрю Лак заработал в прошлом сезоне 44 миллиона, но 32 из них являлись подписным бонусом.
На данный момент самым высокооплачиваемым игроком бейсбольной лиги является Зак Гренке (34,4 миллиона в среднем в год), в НФЛ – это Дерек Карр (25 миллионов), в НХЛ – Кэйн и Тэйвз (10,5 миллиона).
Для примера из другого мира Криштиану Роналду заработал в «Реале» в прошлом сезоне 58 миллионов долларов, Месси в «Барселоне» – больше 50 миллионов.
Леброн Джеймс требует для Карри 400 миллионов. Насколько это обосновано?
После подписания самого большого контракта в истории разные граждане в сети выбросили натянутое умозаключение: в 2012-м новые владельцы приобрели «Голден Стэйт» за 450 миллионов, теперь клуб уже оценивается в 2,6 миллиарда.
На что немедленно откликнулся бескорыстный борец за дензнаки из «Кливленда».
«Я снова вас спрашиваю, почему есть этот потолок, который ограничивает зарплату игроков? Не отвечайте. Карри должен был этим летом получить 400 миллионов», – написал Леброн Джеймс, который никогда не скрывал, что утром с постели его каждый день поднимает мечта стать миллиардером.
Тема с грандиозными контрактами для суперзвезд не является чем-то новым. Их агенты и сочувствующие журналисты время от времени напоминают, что именно лидеры представляют собой факторы экономического роста и лиги, и самих клубов, и даже бизнеса, тем или иным образом связанного со спортом.
Наиболее показателен пример самого Джеймса, возвращение которого кардинально изменил все в Кливленде: стоимость «Кэвз» выросла с 450 миллионов до почти миллиарда, а местные бизнесмены ощутили рост прибыли от 30 до 200 процентов, что в общем составило 500 миллионов в год. Всегда повторяется мысль, что именно суперзвезды остаются самыми недооцененными игроками лиги.
Карри – не исключение.
Ростом с 450 миллионов до 2,6 миллиарда «Уорриорс», конечно, обязаны не ему одному: финансовая привлекательность лиги в целом, телевизионный контракт, победы последних лет, наверное, более значимы, чем Карри, но иметь в составе самого привлекательного баскетболиста лиги последних трех лет и двукратного MVP в качестве символа франшизы – это никогда не лишнее.
Все, что построили «Голден Стэйт», так или иначе зиждется на фигуре разыгрывающего. Здесь и особенная командная атмосфера, и бросок, изменивший нападение НБА, и готовность отходить на второй план ради партнеров, и недооцененный контракт (44 миллиона на 4 года), благодаря которому «Уорриорс» и собрали четырех звезд, и самые продаваемые майки в лиге…
По разным подсчетам «справедливая» компенсация для суперзвезд, учитывая их определяющее влияние и на игру, и на благосостояние клуба, должна составлять порядка 70-80 миллионов. Но такой суммы, конечно, никогда никто получать не будет, так как в профсоюзе игроков НБА у каждого – безотносительно их значимости на площадке – один голос. И никто не будет бороться за права пятнадцати человек, какими бы недооцененными мультимиллионерами они там ни были.
Что контракт Карри означает для будущего «Голден Стэйт»?
Ежегодная зарплата Карри будет расти на протяжении пяти лет: в сезоне-2017/18 она составит 34,7 миллиона и поднимется в сезоне-2021/22 до 45,8 миллионов.
Одновременно летом 2018-го Кевин Дюрэнт получит ранние права Берда и сможет также получить 4-летний «супермакс» от «Голден Стэйт».
Сейчас все это заставляет думать, что династии «Уорриорс» в том виде, в каком мы ее знаем, осталось жить максимум два сезона.
Если в следующем году «Голден Стэйт» попадает еще под вменяемый налог на роскошь, то с каждым годом эта цифра будет расти. И сложно представить, что «Уорриорс» пойдут на то, чтобы предлагать максимальный контракт Клэю Томпсону через два сезона.
На сезон 17/18 потолок зарплат – 99 093 000, порог налога – 119 266 000, «жесткий» потолок – 125 266 000
Игрок
2017/18
2018/19
2019/20
2020/21
2021/22
2022/23
Стефен Карри
34 682 550
37 457 154
40 231 758
43 006 262
45 780 966
Кевин Дюрэнт
26 000 000
27 300 000
Клэй Томпсон
17 826 150
18 988 725
Дрэймонд Грин
16 400 000
17 469 565
18 539 130
Андре Игудала
14 800 000
16 000 000
17 200 000
Шон Ливингстон
7 400 000
8 000 000
8 600 000
Заза Пачулия
3 477 600
Джеймс Майкл МакАду
1 724 305
Омри Каспи
1 471 382
Иэн Кларк
1 471 382
Кевон Луни
1 471 382
2 227 081
ОСА
Дэвид Уэст
1 471 382
Дэмиан Джонс
1 312 611
1 544 951
2 305 057
ОСА
Патрик Маккоу
1 312 611
ОСА
Джейсон Томпсон
945 126
945 126
945 126
ВСЕГО
132 000 000
130 000 000
87 000 000
43 000 000
46 000 000
Обозначения: Негарантированный / Опция команды / Опция игрока / Досрочное расторжение / Ограниченно свободный агент / Отчислен
Кэпхолды: Свободный агент / ОСА / Неподписанный выбор в первом раунде драфта / Сумма за пустое место (до 12 человек) в платежке
Только на этом попытки что-либо предсказать точнее заканчиваются.
Во-первых, у «Голден Стэйт» может резко увеличиться прибыльная часть. В 2019-м они переезжают на новую арену в Сан-Франциско, и считается, что прибыль от продажи билетов вырастет с 75 миллионов до 120 миллионов. Плюс в ближайшее время им предстоит переподписать контракт с местным телевидением: сейчас они получают порядка 30 миллионов, а новая цифра прогнозируется на уровне 100 миллионов. Статус лучшей команды в баскетболе должен ускорить все эти процессы.
Во-вторых, пространство для маневра у «Уорриорс» сохраняется.
Сейчас они были вынуждены выдать довольно большой контракт Андре Игудале (48 на три года) и получили, в том числе и за это, 9-миллионную скидку от Кевина Дюрэнта. Но защитнику уже 33, и не факт, что он остается на все три сезона – в последний год возможен и обмен истекающего контракта, и разбрасывание последнего года по «стретчу» для снижения налоговой нагрузки.
Ситуацию с новыми соглашениями Клэя и Грина (пока в районе 30 миллионов в год) сейчас предугадать вообще затруднительно.
«Голден Стэйт» решает типичные проблемы чемпионской команды и старается удержать состав всеми силами. Как показывает история, балансировать долго все равно не получится – Джерри Рейнсдорфу в свое время надоело давать деньги даже на проект «Чикаго» Майкла Джордана. Но, возможно, Лэйкоб опять докажет, почему «Уорриорс» ушли от остальных на «световые годы».
Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw
Источник: