Зенит Премьер-лига Россия
Зачем он нужен и чего от него ждать.
Не спешите возмущаться. Роберто Манчини – штучный товар, нетипичный выпускник академии Коверчано. Вся его деятельность за последние пятнадцать лет – это попытка как можно дальше отклониться от канонов профессии тренера. Именно поэтому итальянские журналисты при упоминании его фамилии часто употребляют термин «менеджер».
Прежде всего, Манчини – посредственный тактик. Для многих его коллег подобное – трагедия всей жизни, и в этом они не признаются даже сами себе. Роберто же совершенно не испытывает комплексов. Он знает, что из него не получился ни новый Лидхольм, ни Сакки, поэтому периодически привлекает к работе различных консультантов, обладающих передовыми знаниями в этой области. Причем не брезгует обращаться за помощью и к журналистам. Широкую известность получил случай в декабре 2013 года, когда популярный эксперт Адриано Баккони дал Роберто по телефону несколько советов, которые помогли «Галатасараю» одолеть «Ювентус» в решающем матче за выход в плей-офф Лиги чемпионов. Так Манчини удалось перехитрить самого Антонио Конте. И кто после этого великий тактик?
Летом 2015 года его «Интер» стал вторым итальянским клубом после «Наполи», который во время занятий использовал дронов. Беспилотные летающие аппараты записывали информацию для последующего анализа. Фотографии тренировок облетели все газеты. Однако результаты этого анализа так и не вылились в стройную систему. А все просто – «метода Манчини» не существует. Его типичная команда – это группа качественных футболистов, которые действуют по обстоятельствам.
Такой специалист не может не вызывать раздражения у Арриго Сакки, который исповедует противоположный взгляд на управление командой. Однажды мэтр заявил, что «Интер» показывает доисторический футбол. Манчини парировал: «Если бы у меня были ван Бастен, Гуллит, Райкард, Анчелотти, Донадони, Барези, Мальдини и Костакурта, мы бы играли иначе».
Естественно, что и расстановки Роберто подбирает под имеющихся игроков, а не наоборот. Долгое время он использовал 4-3-1-2, потом – в АПЛ – заразился более модной схемой 4-2-3-1, но впоследствии экспериментировал с 4-1-4-1 и 4-3-2-1. Никаких догм и идеологии. Я ни разу не слышал, чтобы на итальянском ТВ хоть кто-то пытался систематизировать или же просто перечислить принципы Манчини.
Высокая линия обороны, компактность, вертикализация, тотальный контроль мяча, борьба за свободное пространство, давление на флангах – это все не про него. Учить азам футбола, возиться с молодежью, прощать ошибки – также не в привычках Роберто. Когда-то в «Интере» он не дал перспективному защитнику по имени Леонардо Бонуччи ни единого шанса. А еще он очень не любит рисковать и при выборе между опытом и молодостью всегда предпочитает делать ставку на проверенных игроков. Особенно, если сам приложил руку к их покупке.
А вот Лучано Моджи хвалит его, считая великим мотиватором. Однако сам Манчини неохотно делится секретами управления группой – чаще отделывается общими фразами. Например, говорит, что тренер должен быть для команды отцом. Знающие же его люди утверждают, что ему так и не удалось преодолеть психологический барьер – убить в себе футболиста.
Каким же был Манчини на поле? В этом ключ к пониманию его взглядов. Он был рожден фантазистой, гениальным художником, одним из лучших в своем амплуа. Но с непростым характером. Он много спорил с партнерами, судьями и соперниками, из-за чего периодически возникали конфликты. Однако он действительно творил чудеса, а его гол в ворота Джанлуиджи Буффона многие считают самым красивым за всю историю кальчо.
Его больная тема – сложные взаимоотношения с FIGC. Все началось еще при Энцо Беардзоте, который рассчитывал на форварда перед ЧМ-86. Но однажды, во время турне по Северной Америке, часть игроков решила прогуляться по ночному Нью-Йорку. По возвращении на базу попались несколько чемпионов мира и 19-летний Манчини. Ветеранов простили, а вот Роберто пришлось ждать следующего шанса. Однако и при новом тренере не обошлось без разочарований – во время домашнего чемпионата мира он так и не вышел на поле. Отомстить федерации удалось перед Евро-96, когда форвард отказался возвращаться в сборную на общих основаниях.
Манчини-футболист обладал еще одним редким даром – он умел раскрывать лучшие качества партнеров по группе атаки. Например, у него многому научились Винченцо Монтелла и Энрико Кьеза, что они впоследствии всегда признавали. Сам же Роберто хотел чаще играть на позиции треквартисты, поскольку чувствовал себя истинным десятым номером. Однако тренеры видели в нем кого-то вроде Роберто Бонинсеньи – нечто среднее между «девяткой» и «десяткой».
Многие считают, что именно не до конца реализованная мечта стать наследником Зико и Платини сыграла решающую роль в формировании тренерских предпочтений Манчини. Ведь как раз описанию функций треквартисты и посвящена его дипломная работа в Коверчано. В ней он критикует тех коллег, которые в середине 1990-х принесли подобных игроков в жертву. Все ради баланса полузащиты и популярных линейных схем.
Также он вменяет треквартистам в обязанность помогать менее одаренным партнерам по команде. А еще излагает теорию, согласно которой в маленьких и средних клубах «десяткам» было куда сложнее выжить, так как выдающихся мастеров на всех не хватало, а только они могли эффективно действовать за спинами форвардов в современных условиях – когда пространства становилось все меньше и меньше. Став тренером, Манчини перепробовал множество схем, но он всегда оставлял место для хотя бы одного выдвинутого вперед плеймейкера. От некоторых желаний так трудно отказаться.
Когда в Италии появляется слух, что скоро одну из команд возглавит Роберто Манчини, первым делом вспоминают не его человеческие качества и методы работы. И даже не его великолепные передачи и полторы сотни голов в серии А. Совершенно иное. Два с половиной года назад, когда Сапуто и Такопина выкупили «Болонью», в городе падающих башен много писали о возможном возвращении Манчини. И буквально на следующий день в Corriere di Bologna вышла заметка, в которой автор рассуждал о том, как грамотно потратить на трансферы сто миллионов евро, которые Манчини запросит у новых владельцев клуба. В том, что он их получит, никто даже не сомневался.
Про Манчини-менеджера итальянцы шутят, что его следует приглашать хотя бы для того, чтобы он заставил хозяев раскошелиться. Мол, потом можно увольнять и нанимать другого тренера, который выведет команду на следующую ступень. Манчини обо всем, включая неустойку, договаривается заранее, для чего у него есть хороший юрист, который проследит, чтобы каждый пункт контракта был выполнен.
Показательным стал случай в середине прошлого сезона, когда «Интер» находился на первой строчке турнирной таблицы. После очередной победы со счетом 1:0 один журналист поинтересовался у Манчини: сколько позиций нуждается в усилении. Тренер – то ли шутя, то ли всерьез – ответил, что рассчитывает еще на 14 футболистов. И в этом – весь Манчини. Говорят, что Эрик Тохир пребывал в бешенстве, ведь к тому времени в «Интер» уже перебрались: Шакири, Подольски, Брозович, Сантон, Йоветич, Ляйич, Биабиани, Миранда, Мурильо, Перишич, Монтойа, Фелипе Мело, Теллес, Кондогбиа, Эдер…
Если «Зенит» пригласил этого тренера, чтобы развивать молодых российских футболистов, то Манчини – сомнительная кандидатура. Если же Роберто понадобился кому-то, чтобы за большие деньги привозить известных игроков, чьи звездные годы пришлись на конец прошлого десятилетия, то этот выбор полностью оправдан.
Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Последние материалы блога:
Эпоха Короля. Когда «Юве» отдаст титул?
Подходит ли «Зениту» Паулу Соуза?
Богатство кальчо. «Ювентус» в финале Лиги чемпионов
Фото: REUTERS/Adam Holt/Action Images; Gettyimages.ru/Alexandra Beier/Bongarts, Allsport UK, Gabriele Maltinti; twitter.com/tina_kandelaki
Источник: