Флеш-моб. Самый яркий футбол своими глазами

Станислав Черчесов Олег Протасов Олег Саленко Валерий Шмаров Спартак Валерий Лобановский Иван Яремчук Динамо Киев Федор Черенков

Самый яркий футбол своими глазами.

Даже поражение может быть самым ярким впечатлением детства.

Начну еще один флэш-моб. Мне понравилась эта идея отражения эмоций своего детства через почти тридцать лет. А помню почти всё, как сейчас. Можно вспомнить множество ярких матчей, которые я посетил за все время своего боления, но особняком будет стоять именно этот:

Чемпионат СССР  6 мая 1990 года

Москва. Центральный стадион им. В.И. Ленина. 85000 зрителей

Голы: Валерий Шмаров (21), Олег Саленко (56), Иван Яремчук (58), Олег Протасов (69)

Мне всего девять лет. Именно в этот день от бабушки и дедушки должна была вернуться на поезде мама. На поезде Одесса – Москва. Я уламываю папу идти на лучший футбол того времени. «Спартак» в своем лучшем составе чемпионатов СССР. Все молодые, талантливые, только что чемпионы СССР 1989 года.

Черчесов, Базулев, Кульков, Морозов, Поздняков, Мостовой, Перепаденко (Карпин, 30), Шалимов, Шмаров, Черенков, Родионов.

Олег Романцев, который почивает на лаврах молодого и уже вполне себе титулованного главного тренера.

И киевское «Динамо» также в своем лучшем виде. Да, к тому же, злые после 1989 года и шмаровского чуда.

Чанов, Шматоваленко, Цвейба, Кузнецов, Демьяненко, Рац, Михайличенко, Литовченко, Саленко (Юран, 89), Протасов, Яремчук (Лужный, 89).

Посещению этого матча предшествовал поход в недавно открывшийся «МакДональдс». Праздник для меня – ребенка. И не расставаясь с пакетиком картошки фри и стакана с Кока-Колой, мы с отцом поехали в Лужники.

Спартак – Киев!  Лужники! У меня и сейчас звенит в ушах от этих слов, от этого действия, от предвкушения чего-то такого, что больше никогда не увидишь. Погода располагала к приятным прогулкам по Москве, к классному, классическому советскому противостоянию – тем более. Мы ненавидели Киев, Киев  — не выносил нас. Это было правильно и нужно, иначе, какое это было бы противостояние двух школ, идеологий, двух культур, двух республик, двух противоположностей, которые были тем самым пикантным перцем, добавляемым в еду  для придания ей безумной остроты. На данный момент, мне даже сложно с этим что-то сравнить, наверное, европейские аналоги. В тот день, сравнений быть не могло. Мы и они. Мы в огне, в жаре, в страсти. Из всех щелей пёр градус, зашкаливающий. Складывалось ощущение, что игрой живет не только город Москва, а вся страна. И уж точно, Киев и Москва в этот день чуть вымерли, потому что такое пропустить было нельзя. Все хотели крови и мяса. Люди получили сполна.

То видео, которые сейчас выложено в интернете – никак не отражает того, что творилось в самой игре и за ее пределами. Ревущий котел из 85 000 человек. До отказа! Как же приятно было оглядывать трибуны и понимать, что здесь нет ни одного свободного места. Что выходить в буфет было чревато потерей своего посадочного места, даже если у тебя имелся официальный билет.  Почему-то в то время почти не было мата на трибунах. Народ был буйный, но почему-то совсем не сквернословным. Все сидели, кричали, ворчали, негодовали, но не матерились. Сейчас такое себе сложно представить.

21 минута. Валера Шмаров открывает счет! Символично же. Кто Киев похоронил в прошлом сезоне, тот же человек начал свое интересное дело и на этот раз. Это был экстаз. Не было ни единого сомнения, что успех будет развит и «Динамо» будет повержено. Была даже некая надежда на разгром (вспоминая первую игру 1989 года в Киеве, когда Спартак выиграл 4:1). Но за радостью первого тайма, второй случился словно холодный, леденящий дождь. Киев вышел совсем другим. Отмобилизованным и знавшим, что и как делать в такой ситуации. 

Через 25 минут после начала второй половины, красно-белым отгрузили три безответных мяча. Причем, первый мяч Олега Саленко застал меня, поднимающегося на ноги во время самопроизвольной волны, устроенной болельщиками стадиона. Киевляне вбивали один гвоздь за другим в крышку гроба Станислава Черчесова и всего остального «Спартака». Быстрые, точные передачи. Отменная фланговая и оборонная игра, дикая физика, которой украинцы славились всегда. Второй тайм – чисто по-киевски, по-Лобановскому. Именно так надо раскатывать соперника, который был совершенно не готов, чтобы его методично уничтожили. «Спартак» сник, а «Динамо» просто доиграло до конца свою прекрасную партию.

После третьего мяча Олега Протасова, я расплакался. Я не мог поверить в то, что мой «Спартак», такой сильный и уверенный в себе, такой техничный и красивый, со своим этим комбинационным веером, настолько сильно будет бит самым принципиальным соперником в истории. Папа успокаивал меня. Минут за пять до конца второго тайма, мы поднялись со своих мест и поехали на Киевский вокзал (как же это символично!), встречать маму. Когда мы шли по территории Лужников, я всячески оглядывался на чашу стадиона и старался прислушаться: «А, вдруг. А, вдруг они смогут, и сравняют. Ну, бывают же чудеса на свете…». Уже приехав домой, я ждал девятичасовой выпуск новостей, чтобы услышать своими ушами, как закончилась игра. Интернета не было, возможность узнать счет была только из телевизора, и исключительно в определенное время. Чудо не случилось.

Этой игрой, по-сути, для меня закончился тот самый чемпионат СССР, который я помню и люблю. В том своем виде, который еще объединял много республик. Да, будет еще 1991 год. Но это уже не то.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий