Формула-1 регламент
Автоспорт накачают деньгами.
Китайский консорциум собирается создать команду «Формулы-1» – эта новость выглядела бы невероятной, если бы не пришла из недр авторитетного издания Auto Motor und Sport (которое, например, предсказало сотрудничество «Заубера» и «Хонды» за три месяца до подписания контракта). Подтвердили информацию и серьезные управленцы: спортивный директор «Ф-1» Росс Браун признался, что Liberty Media получила несколько запросов на создание новой команды, а руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер сообщил, что многим сотрудникам его конюшни делали предложение о переходе на другое место работы.
Да еще и в документах, опубликованных Британской регистрационной палатой, какие-то маньяки от бухгалтерии нашли официально зарегистрированную компанию под названием China F1 Racing Team Limited (как и твиттер-аккаунт на то же имя). Это серьезная заявка.
Как китайцы могут войти в «Формулу-1»?
Основание новой команды
Опыт в НАСКАР помог последним по счету новичкам «Ф-1», конюшне «Хаас», правильно расставить приоритеты и заработать хорошие очки в первой же гонке. Но даже с «Феррари» в партнерах им потребовался целый год для подготовки. Если китайцы захотят повторить успех американцев, то им придется серьезно поработать над всеми процессами – от технических до финансовых, – и потому в сезоне-2018 новую конюшню мы не увидим.
Также серьезным препятствием на пути в «Формулу-1» стал Договор согласия, о несправедливости которого частные команды стенают всю последнюю пятилетку. Возможных инвесторов его условия совершенно не устраивают, а изменить их можно только после истечения текущего соглашения в 2020 году. В таком случае у китайцев достаточно времени на подготовку — и они его уже используют, заручившись поддержкой нескольких бывших сотрудников «Манора».
Работа с действующей командой
Единственный шанс оказаться на стартовой решетке уже в следующем сезоне — купить существующую команду «Формулы-1». Теоретически доступных для новых владельцев конюшен не так уж и много: «Форс-Индия» и «Торо Россо». Проблемный «Заубер» уже продали Longbow Finance всего год назад, и цена на него не выросла — инвестиционную компанию новая сделка вряд ли заинтересует. Заводскими командами торговать никто не станет, как и «Хаасом». В продажу «Ред Булл», несмотря на постоянные угрозы австрийцев покинуть серию, все равно не верится.
У «розовых» и «телят» совершенно разные ситуации. Владелец «Форс-Индии» Виджай Маллья мог бы уступить команду, но стоимость самой эффективной частной конюшни пелотона видится немаленькой. При этом «Форс-Индия» открыта для взаимовыгодного сотрудничества по части названия или других партнерских отношений.
«Ред Булл» в свою очередь уже не первый сезон ищет покупателя на младшую команду. Остальные варианты их просто не устроят — продолжать финансирование конюшни, которая рекламирует другие компании, было бы странно. При этом у «Торо Россо» хороший состав пилотов, неплохой болид и технический штаб — цена тоже будет солидной.
Китайцы уже присутствуют в «Формуле-1»
Свой Гран-при
Только одна местная компания поддерживала гонку в Шанхае с 2004 года – «Синопек». Достаточно быстро стало понятно, что местный Большой приз не оказался событием мирового масштаба, и нефтяники ушли, а после них Гран-при поддерживали только зарубежные компании, которые хотели закрепиться на китайском рынке — UBS, «Пирелли» и «Хайнекен». Благо посещаемость всегда была неплохой — в 2016 году на трибуны пришли 160 000 человек.
Пилоты
Ближе всех к машине «Формулы-1» подобрался Ма Цинхуа, который несколько раз поучаствовал в тренировочных сессиях за «ХРТ» и «Катерхэм» в сезонах 2012-2013.
Кроме него, на данный момент двое китайских пилотов состоят в молодежных программах команд «Формулы-1» – Чжоу Гуаньюй в «Феррари» (проигрывает сотню очков товарищам по команде после первой трети сезона «Формулы-3», хотя выступает за чемпионскую «Према») и Сунь Юэян в «Рено» (не заработал ни единого балла в «Формуле-Рено» за 4 этапа).
Что интересно, китайских пилотов в своих системах держат именно автопроизводители. Судя по их выступлениям — на первом месте стоят маркетинговые цели: обоих приняли в систему поддержки перед стартом сезона-2017 на волне китайской спортивной экспансии.
Спонсоры
Компания Weichai поддерживает «Феррари», Hisense спонсирует «Ред Булл», а w66.com покупает рекламную наклейку на ливрее у «Форс-Индии». Похоже, главные сделки как раз впереди.
Плацдарм для создания команды в «Формуле-1»?
«Формулу-Е» называют главным конкурентом Королевы автоспорта — если не сейчас, то в будущем. В моносерии электрокаров затраты на участие намного ниже, и две китайские команды там уже есть – NextEV NIO и Techeetah. Причем они не продвигают пилотов только по национальному признаку – пробовали уже упомянутого Ма Цинхуа, но быстро заменили после неудовлетворительных результатов. В основном честь красного флага народной республики защищают серьезные фамилии — Пике, Вернь, Сарразен, Гутьеррес и другие. Виден взвешенный подход владельцев к управлению.
Не исключено, что опыт организации команды в «Формуле-Е» будет полезен в серии посильнее — по примеру «Хааса».
Зачем Китаю это нужно?
Если кратко, то автоспорт стоит на пороге того же процесса, который происходит в футболе.
Чайна-таун: почему миланские футбольные гранды меняют владельцев.
«Нас интересуют только деньги». Китаец, который меняет спорт.
Собрав все факторы воедино, можно перечислить причины: на спорте можно зарабатывать, он помогает продвинуть бренд по всему миру или на какой-то конкретный локальный рынок, а также может возбудить интерес китайской аудитории к спортивному продукту через отличные результаты своей команды.
«Китайское правительство всячески поддерживает развитие спорта, на медиарынке появилось больше свободы и конкуренции, а самое главное – рост нового среднего класса, – рассказал Филипп Блаттер, работающий в крупнейшей китайской спортивной компании Wanda Sports – Сейчас в Китае к среднему классу относятся 110 миллионов человек, эти цифры уже как в США, а в ближайшие 2-3 года число удвоится. Китайцы все сильнее заботятся о своем здоровье, позитивнее настроены в отношении будущего, ищут новые возможности в развлечениях и спорте».
А если фактор роста зрительского интереса совпадает с желанием какого-нибудь китайского автопроизводителя типа «Чери» начать экспансию на мировой рынок — то шаг в сторону «Формулы-1» кажется беспроигрышным.
Самый реалистичный сценарий
У Китая есть отличительная черта при ведении инвестиционных дел. Сперва заключаются мелкие сделки, чтобы осмотреться на новом рынке и посмотреть, как пойдет. Затем они идут дальше и дальше, шаг за шагом — пока не станут заметным игроком. Эту схему можно применить и на закрепление в «Формуле-1».
С учетом последних заявлений «Форс-Индии» о смене названия — китайский консорциум может воспользоваться ситуацией. «Розовые» принимают любые партнерские отношения, вне зависимости от того, что надо рекламировать — хоть форекс-брокера (FXTM), хоть портал с онлайн-казино (как раз w66.com). Сотрудничество можно углубить и выкупить название команды вместе со схемой самых эффективных процессов для построения успешной команды — сделка вполне в духе китайской инвестиционной модели. Суть походит на франшизу, как в ресторанном бизнесе — описание рецептуры блюд, список необходимого оборудования и менеджерских паттернов. У китайцев будет полно времени, чтобы применить полученные знания к собственной конюшне и как следует подготовиться к дебюту после 2020 года. Если добавить к ним еще и персонал из топовых команд (допустим, кого-то удастся сманить) — потенциал может быть огромным.
Остальное будет зависеть от условий Договора согласия 2021 года и нового технического регламента.
Фото: twitter.com/timholmesdesign; Gettyimages.ru/Clive Rose, Clive Mason, Ker Robertson, Vladimir Rys/Bongarts
Источник: