сборная Турции чемпионат мира Рамиль Гулиев
Вячеслав Самбур поговорил с парнем, который не боится Болта.
За всю историю 100-метровки, где правят мощные чернокожие парни, только два белых спринтера выбегали из 10 секунд.
Первым это сделал олимпийский призер Кристоф Лемэтр. В 2010-м на турнире в Валансе он показал 9,98, а через год – на чемпионате Франции в Альби – улучшил свое же достижение (9,92).
Спустя 7 лет, 6 июля 2017-го, «десятку» неожиданно разменял турок азербайджанского происхождения Рамиль Гулиев (9,97).
Ему 27. Родился в Баку и до 2009-го выступал за историческую родину, затем уехал в Турцию, нарвался на трехлетний карантин, но вернулся и забежал в олимпийский финал Рио на 200-метровке. Что, само по себе, крутое достижение.
С тех пор Рамиль только прогрессирует, параллельно не забывая про блоги в соцсетях и канал на YouTube. Накануне ЧМ-2017 по легкой атлетике Sports.ru связался с главным белым спринтером.
Рекорд
– Мы с тренером в начале предсезонки решили, что летом реально выбежать из 10 секунд. И уже с расчетом на этот результат скорректировали подготовку.
В первую очередь работали над стартом и разгоном – там образовался большой пробел, который пора было закрывать. У меня есть хороший опыт бега на 200 метров, но на сотне очень важно начало. Уже после первых стартов сезона мы поняли, что цель близка, и надо искать возможность, когда будет оптимальное состояние и повезет с погодой.
9,97 я показал в городе Бурса – там проходили соревнования турецкой лиги. Это международные старты. Все проводится по стандартам IAAF, электронный хронометраж – так что результат официальный, его ратифицировали без проблем.
Никак по-особенному мы не праздновали, подумаем над этим после сезона. Пока что надо готовиться к ЧМ – в Лондоне побегу только 200 метров, там больше шансов на призы. Медали ЧМ и Олимпиады все равно значат больше. Рекорд когда-то обновится, а награды навсегда с тобой.
Азербайджан
Весной 2011-го Гулиев, родившийся в Баку, получил турецкое гражданство. Федерация не могла удержать обладателя юниорского рекорда Европы, зато могла по максимуму затянуть его карантин.
– Мне пришлось покинуть Азербайджан – федерация вообще не помогала. Ни со стипендией, ни с тренировками – там и сейчас в принципе то же самое.
В 2008-м и 2009-м я выступал за Азербайджан на Олимпиаде и ЧМ, хотя готовились в основном на энтузиазме. Зимой тренировки в холодном манеже, летом на стадионе с плохой дорожкой. Конечно, я старался, работал – все равно других вариантов не было. Да и на тот момент можно было с чем-то смириться: 18-19 лет – ты просто тренируешься, не задумываясь об условиях. Сейчас такое неприемлемо.
Я пытался выбить деньги, условия – но федерация это не приветствовала. В 2010-м я, еще оставаясь гражданином Азербайджана, заключил годовой контракт с клубом «Фенербахче». Выручили связи: некоторые бывшие спортсмены из Азербайджана остались в Турции – и один товарищ помог с переходом.
Безусловно, азербайджанской стороне это не понравилось. Они много чего говорили: что я продался, поймал звезду, закончился как спортсмен. Но мне по барабану. Где-то писали, что Турция предложила мне зарплату в 10 раз больше. Если знать, сколько я зарабатывал в Азербайджане – почти нисколько, то можно умножать хоть на тысячу.
Я думаю так: если со стороны федерации есть интерес, то она найдет способ удержать спортсмена. В Азербайджане способ не искали.
Кроме Турции, был вариант выступать за Россию. Я изъявил желание, но руководители вашей федерации, скажем так, не довели дело до конца.
Турция
– Мой дом сейчас – в Стамбуле. Он не сравнится ни с одним турецким городом, это отдельная страна внутри Турции. Наверное, как Москва и Россия.
Клуб «Фенербахче», за который я выступаю, снял мне квартиру. Сейчас нет большой необходимости покупать жилье – за год я нахожусь в этой квартире максимум полтора месяца. Остальное время – на сборах и соревнованиях, сейчас в Москве готовлюсь к ЧМ. Со мной только тренер – зарплату ему платит клуб, никаких прикрепленных специалистов больше нет.
В Турции развита клубная система. Есть большие футбольные клубы: «Фенербахче», «Галатасарай», «Бешикташ – они образованы в начале XX века, за сто с лишним лет сильно разрослись. Они не относятся к каким-то ведомствам, но каждый из них, помимо футбола, поддерживает другие виды спорта.
Что предложил «Фенербахче»? Сняли квартиру, дали стипендию и сказали: тренируйся сколько хочешь. Выбирай любое место – база, гостиница, тренажерка, стадион. Не дали никаких дополнительных бонусов, привилегий, машин, квартир – я не приехал туда королем. Мне сказали: будет результат – будут премии. Все, я вас понял.
Карантин
– Из-за карантина 3 года я не выступал на международных соревнованиях – только внутренние старты и небольшие коммерческие. Конечно, это сказывалось на форме. Я начинал сезон с результатами 10,15 на сотне, 20,20 на 200 метров – очень неплохо, но потом не было возможности поехать на серьезные соревнования. А для прогресса нужна конкуренция.
Азербайджан даже не требовал от Турции денег за мой переход. Они просто сказали: ты не будешь выступать за ту страну. Я ответил: хорошо, это ваше решение. На этом диалог закончился.
В Азербайджане я не видел для себя перспектив. Дом домом, но реализоваться все-таки нужно – пришлось чем-то жертвовать. Переехал и, по сути, потерял несколько лет.
Два флага
В мае Гулиев выиграл Исламиаду в Баку и, празднуя, взял два флага: Турции и Азербайджана.
– Заранее спланировал. Хотелось показать: я вырос в Азербайджане, стал там спортсменом – ушел не по своей воле и не забыл, где моя родина. Публика встретила очень тепло, ни намека на недовольство – всем было приятно. Люди прекрасно все понимают.
Еще в Турции есть такое понятие: каждый спортсмен – солдат страны. Когда поднимается флаг, нужно отдать честь. Стоял на пьедестале Исламиады и отдавал честь.
Соцсети
Рамиль – один из немногих легкоатлетов, который доступен в соцсетях. Его канал на YouTube, который он сам снимает и монтирует, как минимум, любопытный. Много подробностей из личной и околоспортивной жизни.
– Я веду блоги в соцсетях и канал на Youtube. Зачем? Возьмем великих спринтеров прошлого: Бен Джонсон, Морис Грин, Майкс Джонсон… Все, что вы найдете об их подготовке, – видео на пару минут, какие-то обрывочные кадры с тренировок. Без подробностей, без ценной информации. Можно найти некоторые упражнения Болта, Асафы Пауэлла, но материала тоже немного.
Мне интересно наблюдать, кто как тренируется – всегда стараюсь что-то почерпнуть. Да и у меня самого часто спрашивают: как ты готовишься, что делаешь, где вы живете на «Бриллиантовой лиге»? Это кухня, которую люди не видят. Как выглядят наши старты со стороны: вышел на дорожку, пробежал, выиграл или проиграл – на этом все как будто закончилось.
Поэтому я завел блог о тренировках и соревнованиях, в том числе о бытовых моментах. Потихоньку раскручиваем канал, посмотрим, что получится. Ну и плюс это память – через 20-30 лет будет любопытно пересмотреть.
В общем, занимаюсь для души, для развития, для людей. Когда приезжаю на соревнования – могу снять только то, что успеваю, мне же самому надо готовиться. Если задумываться о монетизации, то нужен другой подход: оператор, монтажер – на все потребуются деньги и время.
Главные достижения Рамиля Гулиева
– бронзовый призер ЧЕ-2016 (200 метров);
– победитель этапа «Бриллиантовой лиги» (Париж-2017, 200 метров);
– участник финального забега на 200 метров в Рио-2016;
– победитель Универсиады-2009 (200 метров), двукратный бронзовый призер Универсиады-2015 (100, 200 метров);
– личные рекорды: 100 м – 9,97, 200 м – 19,88.
Фото: Global Look Press/Chen Yichen/imago sportfotodienst, Gladys Chai von der Laag; instagram.com/grame90; Gettyimages.ru/Francois Nel, Andy Lyons
Источник: