Своими глазами. ЧР-2017

Своими глазами. ЧР-2017

Через экран смотреть — дело привычное. Даже есть ряд преимуществ: хорошо видны все элементы, причём близко. Видны эмоции. Есть техническая оценка, по которой можно, не дожидаясь протоколов, понять, где были недокруты/рёбра/что-то ещё, что среднестатистический болельщик не увидит даже с хорошего ракурса. Ну и комментарии. Правда, они устраивают не всегда и не всех.

Но вживую есть свои особенности, которые стоят потраченных времени и денег. Прежде всего, это эффект присутствия. Выражается он в том, что все впечатления очень усиливаются. На ком раньше спал, на того можно смотреть, кто раньше вызывал интерес, тот вообще супер, ну а за кого особенно болеешь — просто космос. Речь здесь об энергетике и эмоциях, которые дарит программа. Плюс зал, который реально старается помочь и поддержать, объёмная музыка создают неповторимую атмосферу. Кроме того, очень хорошо виден класс фигуристов. Класс — такая вещь, по которой сразу видно уровень: кто топ, а кто послабее. Дело здесь и в скольжении, и в манере движения; класс виден в каждом жесте и виден с первых же секунд намного лучше, чем по ТВ. Живые соревнования дают более полное впечатление о спортсменах. И это реально круто.

Что ещё нужно знать:

Места. Чем ближе — тем лучше эффект присутствия, но, когда фигуристы отъезжают к краям катка, видно довольно плохо. Ряда этак с 10 любую часть катка видно хорошо, хотя расстояние больше. И, конечно, лучше места в центре. Если сидеть на той стороне, где судьи, то начинать и заканчивать программы фигуристы будут к вам лицом.

Многие неточности и ошибочки со зрительского места не видны. В итоге, бывает так, что прокаты с незаметным техническим браком, но вызывающие просто бурю эмоций, кажутся сильнее других, технически более чистых. В итоге, может произойти диссонанс между личным восприятием и оценками, которые ставят судьи. Протоколы потом вносят ясность.

Билеты покупаются через интернет, распечатываются с почты, обменивать их не нужно. На арену не пропускают с жидкостью, внутри буфеты есть, но цены высоки. Одежду в гардероб сдавать не обязательно, с сумками после досмотра тоже пропускают. Контроль идёт за тем, чтобы не снимали со вспышкой и чтобы не звонили телефоны. Сидения неудобные, но перерывы на заливку льда частые — спасают.

Очень интересно было узнать, у кого из спортсменов окажется самая сильная энергетика, кто сможет произвести большее впечатление своим выступлением. Подчеркиваю, !личный! топ получился такой:

Женский турнир.

1. Анна Погорилая. Анна выдала настоящий шедевр, несмотря на полученную травму. Идейно и КП, и ПП представляют собой одну тему, и Аня раскрывает её прекрасно, всё это будто два акта одного произведения. Анна выделяется тем, что выглядит настоящей дамой, очень зрело, по-взрослому. Хоть она и не входит в число тех, за кого я особенно болею, в Челябинске именно она стала номером один для меня. Я полагал, что, справившись с нестабильностью, она сумеет вырасти как фигуристка, и рад, что оказался прав.

2. Елена Радионова. Сумела собраться и показать всё по-максимуму, однако этого всё равно оказалось сегодня недостаточно, и слёзы Лены после ПП это настоящая драма… Очень надеюсь, что она справится со своими трудностями. Лену выделяет очень сильная светлая энергетика, заряжающая позитивом. Радует, что и программы стали интереснее, КП Лены лучшая в этом сезоне для меня. ПП всё-таки остаётся за Анной. Обе девушки дотянулись своим катанием до нужных душевных струн.

3. Евгения Медведева. Женя выделилась для меня больше всего холодной уверенностью и очень большой чёткостью, точностью исполнения всех элементов. Не считаю, что она делает что-то, в принципе недоступное другим, имеет свой стиль, работает с теми же элементами, но вычищает технику до мелочей. Чувствуется справедливость её лидерства, хоть и не с таким перевесом. Впрочем, перевес объясним ещё и тем, что Женя, как правило, показывает пик формы и выигрывает турниры. К такому лидеру судьи привыкли, и теперь склонны ставить повыше. Ощущения соревнования в прокате Жени не было, прокат как был как чистая формальность и подарок для зрителей, казалось, что всем сразу было ясно, кто выиграет и с какими баллами.

4. Анастасия Губанова. У всех юниоров, даже очень хороших, есть разница в классе с топовыми взрослыми. Но почему-то у Насти этой разницы нет. Не видно. Будто она давно уже выступает по ЧМ, ЧЕ, имеет титулы — на льду смотрится просто великолепно. Умеет растворяться в музыке и уносить с собой зрителей. Особенно силён этот эффект в ПП. Невероятная.

Что об остальных:

Елизавета Туктамышева ошибалась, потому элитой не выглядела, но чувствовалась, что спортсменка она очень самобытная в своих готических программах. Когда прыжок она исполняет уверенно, получается «вау-эффект».

Мария Сотскова в КП выглядела интересно, живее, чем по ТВ. Хотя между элементами двигалась так, как будто докатывает программу на морально-волевых. В ПП, после выступления Ани и Лены, после победы Жени, Маша смотрелась совсем бледно. Пока не хватает класса, свободы, эмоций.

Алина Загитова имеет уникальный технический набор, шикарно прыгает, но содержания в программе здорово не хватает. В итоге то, что у Лены, Ани и некоторых других воспринималось как симбиоз спорта и искусства, у Алины воспринимается как мастер класс по прыжкам.

Наталья Огорельцева — вроде ничего особенного по российским меркам не представляет, но запомнилась сильной энергетикой, которая заводила зал, и хорошими вращениями. Глядя по ТВ, не подумал бы, что сможет так зажечь:).

Алиса Лозко вращается ещё лучше, и, в отличие от многих других девочек, вдохновляющихся вращениями Липницкой, предлагает свои варианты исполнения таких элементов. Но больше ничего интересного я не увидел. Хотя произвольная получилась достаточно яркой.

Алиса Федичкина это эстетика. Бесконечно милая и обаятельная. В программах всегда интересные образы. Алиса здорово выросла, повзрослела, класс уже чувствуется, но за технику теперь тревожно.

Серафима Саханович удивительно легко летает по катку, и всё делает здорово, кроме прыжков, перед которыми чувствуется неуверенность. Хоть это и мешало ей раскрыться по-настоящему, того, что удалось показать, хватило, чтобы произвести очень приятное впечатление. Особенно удачной мне кажется произвольная.

Что касается Софьи Самодуровой — сказать нечего. Вроде всё есть, и элементы, и интересные образы, но почему-то совершенно мимо меня. Когда пересматривал по ТВ, показалось даже интереснее.

Станислава Константинова произвела вживую, наоборот, большее впечатление, чем по ТВ. Кажется, что всё она делает с какой-то особенной энергией. Её высоко оценили, поставив странную оценку за компоненты: слишком высокие для юниорки, слишком низкие для взрослой. Впрочем, где-то так, посередине, она и воспринималась. В ПП была увереннее, чем в КП.

Валерия Михайлова запомнилась необычной программой под музыку АВВА в ПП, это было просто развлечение.

Алёна Леонова катает больше для зрителей и для себя, ощущения соревнований вновь не было, посмотреть было интересно в той же мере, сколь любопытно взглянуть на показательный номер.

Турнир оправдал ожидания драматической борьбы на самом высоком уровне, было приятно видеть множество сильных разноплановых фигуристок, притом, что элита была не в полном составе. Неприятным сюрпризом стало то, что Погорилая уступила и Сотсковой, и Загитовой. Когда такая острая борьба, имеет значение каждая мелкая помарка, очень точное значение ГОЕ и компонентов, а как их поставить очень точно… Глянув в протоколы, я увидел, что у Погорилой были ошибки, незаметные с трибун. Без них она была бы с серебром. Она и в компонентах Машу справедливо превзошла. Есть ли что-то техническое, что Маше простили, и должен ли быть разрыв в компонентах настолько больше, чтобы Маша всё равно проиграла Ане, я не знаю. Что касается Загитовой, тут всё встаёт на свои места, если учесть, что Алину судили как взрослую фигуристку. Юниорам ставят меньше, поэтому и компоненты Губановой, имеющей очень высокую вторую оценку, оказались в итоге ниже. Ну а взрослым фигуристкам: Ане, Лене, Жене, Маше, Лизе Алина, естественно, проиграла. Но в технике была намного сильней, что в совокупности позволило занять вторую строчку. Почему одну юниорку оценили как взрослую, позволив отодвинуть Погорилую от медали, я не знаю. Мне казалось, что тройка должна быть Женя-Аня-Маша, но, впрочем, эти фигуристки и едут на главные старты. Зал встретил результаты «на ура». После Медведевой часть людей встала. Мы дошли до того, что хороших спортсменок стало слишком много, и очень уж хочется, чтобы что-то сделали с квотами…

Танцевальный турнир.

1. Степанова-Букин. Очень мне понравилось их танго, считаю пару самой необычной, нестандартной.

2. Боброва-Соловьёв. Очень чувствовался класс. Уже забыл свои претензии к их короткому танцу, ну а произвольный нравился мне и в начале сезона.

 

3. Ильиных-Жиганшин и Синицина-Кацалапов. Было трудно отдать кому-то предпочтение, хотя в коротком танце немного склонялся в сторону СК. Отношусь к обеим парам ровно. Танцы были очень разные, поэтому сравнивать было правда тяжело. После объявления оценок СК за ПП, поклонницы ИЖ подняли восторженный визг, который оборвался после появления общей суммы. Ещё одна драма.

Писать мне о танцах трудно. Разбираюсь в танцах совсем слабо. В целом, уровень как бы невысокий, так как хороших пар немного, но, с другой стороны, все лидеры катались здорово. Результат довольно предсказуем. Помимо вышеперечисленных, стоит сказать, что у Загорски-Гурейро очень впечатлил произвольный танец. А вот короткий — совсем мимо меня.

Мужской турнир.

1. Михаил Коляда. Самое большое впечатление всего Чемпионата России. Энергетика невероятная, просто крышу срывает:) Коляда — настоящий артист на льду, любимец публики. У него качественные вращения и дорожки, есть четверной тулуп, вовсю идёт работа над изучением четверного лутца и сальхова, отличные тройные аксели и лутцы, на большие плюсы; по физике уже готов выдерживать ПП с двумя четверными. Михаил психологически устойчив, имеет понимание, как себя настроить и как работать. Словом, есть всё для попадания в мировую элиту. Что ему нужно — продолжать идти своим путём, дорабатывать до большей стабильности новые четверные и постепенно приучать организм к большей сложности, как физически, так и психологически. Есть ощущение, что Михаил со своей командой всё делают правильно.

2. Дмитрий Алиев. Много эстетического удовольствия с толикой разочарования, связанного с некоторыми ошибками. Очень тонко чувствующий и прекрасно передающий музыку своих программ, Алиев — тот, чьи прокаты могут стать произведениями высокого искусства. Хочется видеть этого спортсмена на самом высоком уровне, для этого нужно подтянуть слабые места. Таковые определяются довольно чётко: вращения нужно довести до ума, психологическое состояние — то, над чем всегда следует работать. Сейчас Дмитрий привыкает к тому, что значит быть спортсменом, что значит бороться и показывать результат на соревнованиях. Но многое ещё предстоит сделать. У Дмитрия пока один четверной в ПП, но много элементов во второй части, с которыми он справляется с большим трудом. Нужно ещё доработать физику для уверенных двух квадов. И выучить новый тип четверного, попытки исполнения 4С, 4Л, 4Р говорят о том, что эта задача скоро также будет решена.

3. Максим Ковтун. Жаль, что после уверенно проведённой разминки перед КП, последовал срыв. Однако, когда получается достойный прокат, как в ПП, Макс не выглядит неуклюжим, это вполне интересный спортсмен. И программы у него в этом сезоне хороши. Не забываем, что у него есть два разных четверных, это единственный российский фигурист, который пытается исполнять в КП их оба, ну и ПП с двумя четверными на сегодняшний день по физике им выкатывается на пределе сил. Непрыжковые неплохи. Всё, что нужно, чтобы продолжать развитие — решить проблемы с психологией. Макс наконец-то занялся этим вплотную, остаётся пожелать успеха. Все люди разные, каждому что-то даётся легче, что-то труднее, но проблемные аспекты можно подтянуть целенаправленной работой.

4. Александр Самарин. Действительно сумел удивить. В короткой программе он не допустил никаких срывов и после оглашения оценки стало ясно, что шансы на медаль есть. После поражения Воронова, за Самарина особенно болели зрители, а у меня мелькнула мысль, что с такими  прокатами Ковтун, идущий первым, не заслужил чемпионства. Выступление Самарина в ПП было великолепным. Успешные прыжки шли один за другим, каждый из них зал встречал овациями и всё это под музыку Scorpions… Невероятная атмосфера. Прокат Самарина был героическим, и пусть вторую оценку ему ещё надо подтягивать, тогда это мало кого интересовало, парень способен к борьбе, способен цепляться за все элементы и не сдавать позиций. При том, что ему это даётся очень нелегко: он только начал привыкать к новой сложности — двум четверным прыжкам в произвольной. Нет сомнения, что со временем подтянутся и компонентные аспекты в катании, ну а главной задачей станет изучение второго вида четверного прыжка.

Остальные:

Сергей Воронов вживую понравился намного больше, чем по ТВ. В короткой программе всё было супер, изначально он был одним из претендентов на тройку, и в произвольной приковывал к себе особенное внимание. Программа под Muse начала завораживать зрителей, но потом последовали три ошибки, и то разочарование, которое было вызвано пониманием факта вылета Сергея из призов, было почти осязаемым.

Очень понравился Алексей Ерохов. Несмотря не неудачную КП, ПП он откатал здорово. У парня хорошие прыжки, говорят, есть и 4С, но пока в программах только 4Т. Психологию в группе Этери подготавливают здорово. Так что подтянуть выносливость для двух квадов в ПП и поработать над хореографией, второй оценкой, а то пока всё слишком простенько, — будет отличный фигурист. Главное не форсировать, а работать пошагово. Чувствуется большой потенциал.

Илья Скирда выступил на своём уровне, хоть и не безошибочно, но довольно хорошо, свежо, артистично. В отличие от многих.

Андрей Зубер запомнился манерой прыгнуть всё как можно быстрее, а потом тянуть время, не зная, чем себя занять до конца программы.

Павел Вьюгов запомнился хорошими прыжками, но слабыми вращениями. Если их подтянуть и выучить четверной, может стать интересно.

Александр Петров, как кто-то заметил, это настоящее ретро, едва ли не во всех аспектах. Пока ждём четверного.

Артур Дмитриев в каждой программе просто борется с элементами, продираясь сквозь них, словно через бурьян.

Антон Шулепов совсем не произвёл впечатления. Да, 4Л, который недокручен на одну и более галок, вроде есть, но что толку? С отсутствием других квадов, с ездой от элемента к элементу?

Андрей Лазукин пошёл на три квада за две программы, в итоге даже набрал неплохую сумму, но меня не зацепил ну совершенно ничем. Его успех мне показался разовым.

Очень приятно, что мужское одиночное в России встаёт с колен. Турнир превзошёл все ожидания. У нас уже есть Михаил Коляда, который является лидером. Есть перспективная молодёжь — Дмитрий Алиев и Александр Самарин. Проигрыш Алиева Ковтуну чисто компонентами сомнителен, но это чемпионат России, задача ФФКР в первую очередь выбрать тех, кто поедет на главные старты. Думаю, пока было принято решение, что Алиев ещё недостаточно окреп для взрослого уровня, а вот Самарину, выступившему чище в КП, можно пробовать. Поэтому Алиев получил юниорские компоненты, Самарин — взрослые. Есть ребята, которые скоро подтянутся из юниоров: Алексей Ерохов и Роман Савосин. Савосина не было на чемпионате России, но он смог примерно за полгода разучить два разных четверных и дойти до исполнения трёх квадов в ПП. При этом, он уступает в качестве исполнения прыжков, за которые дают надбавки, и во второй оценке. Но нет сомнений, что он постарается эти аспекты подтянуть. А уж бороться за каждый элемент он умеет. Есть Максим Ковтун, который в случае успешной работы с психологом, из элиты не выпадет. Ему пока ещё дают шанс, поэтому он оказался достаточно высоко, несмотря на грубые ошибки. Все лучшие фигуристы молодые, самобытные. Все развиваются, идут своим путём, будущее покажет, кто из них сможет забраться выше. Что касается Воронова, он пока конкурентоспособен на российском уровне, но развиваться дальше в возрасте, близком к 30, довольно сложно. Петров, Лазукин, Вьюгов, наверное, ещё могут совершить прорыв. Что интересно: в короткой программе особенно бурно зал встречал Ковтуна и Коляду. Но после произвольной, зрители отдали должное и по достоинству отметили малоизвестных ранее Алиева, Самарина и  Ерохова. О последнем, мужчина, сидевший сзади, с важным видом рассуждал примерно так: «А вы как хотели, это же группа Тутберидзе. У парня просто был срыв в короткой». Как он отреагировал на других учеников Этери, я не помню.

Парное катание.

1. Тарасова-Морозов и Столбова-Климов. Тарасова-Морозов действительно классная пара. Вычищенная зажигательная короткая программа и лирическая, романтическая произвольная. Искренне не понимаю тех, кто считает, что у них нет своего лица. Ребята произвели огромное впечатление, очень хочется, чтобы привыкли, наконец, к своей сложной ПП так, чтобы не было ошибок на прыжках. Ну и четверную подкрутку надо делать на 3-ий уровень и плюсы. Столбова-Климов, пожалуй, самая компонентная пара в мире. Очень приятно было их видеть, и видеть их новые программы. Короткая уже супер, в произвольной заложен колоссальный потенциал, стоит только доработать, это будет нечто невероятное. Ждём набора формы к ЧЕ, тройного сальхова и каскада 3Т-3Т-2Т.

2. Астахова-Рогонов и Забияко-Энберт. Обе пары высокоуровневые. Обе пары смогли показать достойное, хоть и не безошибочное выступление, прокаты были замечательные, как в КП, так и в ПП все показали разные истории, разные образы и всё это было до жути интересно. Для себя я так и не смог сделать выбор, кто же мне понравился больше.

3. Мишина-Мирзоев и Бойкова-Козловский. Бойкова-Козловский поразили. Они движутся вперёд огромными скачками, из слабых мест в технике пока только вращения, где партнёр всё время быстрее партнёрши. Но это дело можно поправить. Остальное всё хорошо. В короткой программе ещё были ошибки, но произвольная произвела огромное впечатление. Может быть, у ребят ещё не сформировалось собственное лицо, но их разница в классе по сравнению с другими молодыми парами уже очень мала, они уступают лидерам — Мишиной и Мирзоеву, совсем немного. Мишина-Мирзоев катались не в полную силу, процентов на 80%, не хватало блеска, была парочка грубых ошибок. Мне эти ребята нравятся больше других, то, что они являются лидерами, чувствовалось. У них в принципе слабых мест нет, и в техническом, и в артистическом плане всё очень здорово. Виден потенциал, чтобы и подкрутку, и тодес доработать до 4-ого уровня.

Остальные:

Кавагути-Смирнов демонстрируют какое-то завораживающее катание, особенно крутые у них поддержки. К сожалению, помарки на других элементах не позволяют им бороться за призовую тройку, но зрителям эта пара очень нравится, встречали их так же горячо, как победителей.

Ефимова-Коровин произвели неровное впечатление — что-то получалось здорово, что-то хуже. Но стоит подтянуть слабые места — будет интересно.

Да и вообще, слабых пар не было, и Жук-Бритков, и Полуянова-Селькин потенциально способны стать лидерами по юниорам. Лукашевич-Степанов пока выглядят послабее — хромают выбросы. Так что, в целом, турнир получился очень высококлассным. Со зрительского места казалось, что выиграть должны были Тарасова-Морозов, и зал открыто выражал недовольство итоговым результатом, но по протоколам оказалось, что серьёзные сбавки они получили за те ошибки, которые с трибун были малозаметны.

Закончить хотелось бы словами Ксении Столбовой:  <…некоторым ребятам приходится забивать на хореографию и банально успевать доезжать в музыку, при этом исполняя элементы ультра-си и весь оставшийся багаж…>< …Но если ты хочешь выигрывать, то надо и кататься хорошо, и ультра-си делать.> Побывав на чемпионате России, я ещё больше осознал, как много значит не потерять составляющую искусства, делая перегиб на составляющую спортивную. Одно без другого выглядит ущербно. И только вместе получается то, за что я люблю этот вид спорта. Остаётся надеяться, что судьи будут поощрять именно такой сбалансированный подход.

P. S. Всех с наступившим 2017-ым годом! Пусть у спорстменов будет как можно меньше травм, ибо в прошлом году их было чересчур много.

P. P. S. Источник фото — группа ВК «Фигурное катание Love». 

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий