Сергей Фурсенко Семен Андреев Комитет по этике Премьер-лига Россия
Роман Мун – о загадочном комитете по этике.
Как он появился?
Комитет по этике (одновременно с Кодексом чести) российского футбола придумал и организовал Сергей Фурсенко, когда был президентом РФС. Впервые он заговорил о нем весной 2010 года.
Задачу комитета Фурсенко сформулировал так: «Поставлена цель – выигрыш чемпионата мира 2018 года, и я абсолютно уверен, что мы это сделаем. Однако для этого нам надо правильно сориентировать молодых людей. Неслучайно первый документ, который мы приняли, – это Кодекс чести российского футбола, свод его идеалов. Потом мы организовали комитет по этике, то есть институт для защиты этих идеалов».
Какие конкретно идеалы нужно защищать, в той речи не уточнялось.
Зачем он нужен?
Неудивительно, что при таких формулировках от Фурсенко даже члены комитета (в первый состав вошли Мостовой, Дасаев, Арустамян, Понедельник, актер Сергей Шакуров и другие) толком не понимали, что от них хотят. По идее, Комитет по этике должен был помочь КДК, взяв на себя некоторые скандалы российского футбола, преимущественно этические (например, когда кто-то кого-то оскорбил).
Проблема в том, что в регламенте прописали: Комитет по этике не может что-то рассматривать, если об этом его не попросят президент РФС или исполком РФС. Как результат, у него седьмой год связаны руки.
Авторитет организации сходу был подорван скандалом вокруг странного матча «Амкар» – «Ростов» в 2010-м. Когда объявили, что к истории подключился комитет по этике, ожидалось, что новая организация примет хоть какие-то меры. Вместо этого комитет посовещался и решил порекомендовать президенту РФС обратиться в полицию, чтобы разбирались уже там.
Семь лет спустя комитет по этике все еще ничего не может без команды Виталия Мутко. Это признавал даже самый медийный его представитель, Андрей Созин. В прошлом году Созин рассказывал, что после избрания Мутко президентом РФС комитет по этике не собирали вообще. Предыдущий председатель комитета, руководитель Паралимпийского комитета Владимир Лукин, ссылался на занятость.
Сейчас, когда вместо Лукина пришел 77-летний Семен Андреев – главный человек в русском мини-футболе – Комитет начал подавать признаки жизни. Тем не менее главный вопрос для организации – как получить больше независимости – остается нерешенным.
Главный критик комитета по этике
Ярче всех по поводу комитета по этике в последние годы высказывался Василий Уткин.
«Прямо скажем, организация маргинальная. Что и когда комитет по этике решил? Настоящим главой комитета у нас в стране может быть только один человек – Рамзан Кадыров. По крайне мере, в этических вопросах ему никто не возражает. Кто знает, возможно, было бы хорошо. Я прям представляю, как Семен Андреев разбирает случай того, как на стадионе в Грозном опять громогласно в микрофон продается Лада-приора. И Семен Андреев: «Нельзя, Магомед Даудов. Не вздумайте больше! Я на это пойти не могу, Рамзан Ахматович! Не полагается микрофон на стадионе включать для такого дела!» Я прямо зримо это представляю», – сказал он в эфире «Спорт ФМ».
Несколько недель назад, после того, как Артем Дзюба наговорил гадостей про людей с пузом, а Семен Андреев сказал, что комитет не может ничего сделать без просьбы Мутко, Уткин снова бахнул по организации.
«Я про Комитет по этике вообще не понимаю, на кой он нужен. Так что если его возглавляет болван, это даже к лучшему», – твитнул Уткин, репостнув новость со словами Андреева.
Чем комитет занимался в последнее время?
Вот три главных истории, с которыми связывали комитет по этике за последний год.
Гонялись за Слуцким
Прошлым летом Леонид Слуцкий пришел в программу «Детский вопрос» на «Матч ТВ» и сказал: «В принципе, если человек арбитр, его уже можно бить. По крайней мере, если это российский арбитр». Российские судьи потребовали от Слуцкого извинений, Слуцкий отказался, судьи обратились к Виталию Мутко с просьбой поручить историю Комитету по этике.
В феврале этого года Комитет решил, что Слуцкий должен извиниться, но возникла проблема: никто не мог дозвониться до бывшего тренера ЦСКА. Раз в месяц-полтора Семен Андреев рассказывает журналистам: набираем Слуцкому, но дозвониться не можем.
«Ситуация с Леонидом Слуцким все та же. Сегодня мои сотрудники получили обязательное задание – любыми путями связаться с Леонидом Викторовичем и обязательно его найти! Вот с утра его разыскивают, но пока, к сожалению, поиски не принесли никакого результата. Мы же не сыскная полиция, в конце концов», – говорил Андреев.
Луческу против Мутко
В эпичном монологе Мирчи Луческу после игры с «Краснодаром» досталось не только судьями и журналистам, но и Виталию Мутко. Рассказывают что Семен Андреев предлагал президенту РФС рассмотреть слова румынского тренера, но Мутко отказался.
«Ари – г*****»
После того как Роман Павлюченко назвал Ари г****** после финала Кубка России, им занялся комитет по этике – похоже, эта ситуация задела Мутко сильнее, чем критика тренера «Зенита».
Это оказалось одним из редких случаев, когда комитет действительно что-то сделал: именно он дисквалифицировал Павлюченко на четыре матча в Кубке (два – условно) и оштрафовал на 20 тысяч рублей.
Что говорят участники комитета?
Андрей Созин, член комитета по этике, – в интервью Sports.ru
– При новом руководстве комитета, при Семене Андрееве, мы собирались по трем моментам: Слуцкий и судейская передача, Мелкадзе назвал судей клоунами, Павлюченко по поводу Ари. У нас все те же самые полномочия, что прописаны в уставе КДК – например, дисквалификация игрока. К примеру, Павлюченко дисквалифицировали по инициативе комитета.
История со Слуцким пока не закончилась, она будет продолжаться, пока он не является членом футбольного сообщества РФ. То есть он не работает в структуре футбола – мы не можем предъявить ему никаких претензий. Если он возглавит какую-то команду, то будем сразу говорить с ним. Тут так называемый отложенный штраф. Леонид Викторович не перезвонил, никак не среагировал на комитет по этике. Мы не кровожадные люди, мы не просим коленопреклонения. Слуцкий мог бы просто сказать: «Неудачно пошутил». Возглавит какой-то клуб – понесет какое-то наказание согласно регламенту.
История со словами Луческу о Мутко никак не закончится. На взгляд Семена Андреева, Луческу этого [разбирательства] заслуживал. Мутко ему ответил: «Я считаю, тут нарушений нет, я не могу реагировать на слова каждого, кто про меня говорит». Инициатива должна идти от Мутко или членов исполкома РФС. Сами мы не можем. В предыдущем созыве, когда был Лукин, мы с ним и Владимиром Маркиным (бывшая звезда Следственного Комитета тоже когда-то входил в комитет по этике) готовили изменения в устав комитета. Хотели, чтобы исполком утвердил: комитет может собираться по созыву председателя. Я думаю, Семен Андреев на ближайших исполкомах выступит с таким предложением.
Семен Андреев, председатель комитета по этике, – в интервью Sports.ru
— Чего вы добились за время, что вы председатель комитета по этике?
– Я вам ответный вопрос задам: чего я должен был добиться?
— Например, большей независимости для комитета. Все знают, что вы должны получить отмашку от Мутко, прежде чем чем-то заниматься.
– Мы должны заявочку получить. Сегодня это все тоже существует, но у нас уже есть проект реформы, модернизации нашего устава. Мы хотим его специально еще раз рассмотреть на отдельном заседании нашего комитета в летний период и подать свои предложения на исполком РФС. Мы за этот период хорошо проанализировали и хотим внести определенные изменения. Они будут потом известны.
— То есть вы хотите, чтобы у вас как председателя было право…
– Какое-то право на какие-то отдельные моменты. Хотим расширить число лиц, которые могли бы подавать нам предложения по рассмотрению тех или иных нарушений.
— Вы о ком конкретно?
– Сейчас не хотим говорить об этом.
— Так комитет и вы как его председатель хотите, чтобы было право самим поднимать какие-то вопросы?
– Определенные полномочия нам, конечно, нужны.
— Определенные – это какие?
– Ну в случае каких-то серьезных нарушений, чтобы у нас тоже было право это рассматривать.
— Как вы работаете с КДК?
– Мы сами выносим решения конкретные в соответствии с дисциплинарным регламентом РФС. КДК тут ни при чем. Они рассматривают одни вещи, мы – другие, в основном этические, отношения между отдельными субъектами российского футбола. В частности, дисквалифицировали Павлюченко, имеем право.
— Комитет хотел рассмотреть слова Луческу про Мутко?
– К нам не поступало ни от президента РФС, ни от исполкома РФС заявления. Поэтому мы не можем рассмотреть. Мы же действуем в соответствии с регламентом. Вне его мы не можем действовать. Поэтому по Луческу никаких обращений в комитет по этике пока не поступало.
— Василий Уткин называл вас болваном, а комитет – бессмысленной организацией. Вы специально на это не отреагировали?
– Я не реагирую. Я его вообще не читаю. Лично его не знаю. Совершенно не интересно.
С комитетом понятно. А от Кодекса чести была какая-то польза?
Нет. Судя по всему, в российском футболе был только один человек, который относился к нему серьезно – Сергей Фурсенко. «Человек, подписавший Кодекс чести и нарушивший его, перестает для меня существовать», – говорил он.
В другом интервью он говорил, что Кодекс должен быть, потому что у России особый путь: «Почему в Италии ловят и сажают без всяких кодексов чести? Потому что у нас другая страна. Для русского народа слова «духовность», «идеология» имеют совершенно иную окраску. Даже религия у нас разная. Там главное – дело, тут главное – идея. Поэтому в России и надо всегда начинать с идеи».
О Кодексе время от времени вспоминали, но толку от него быть не могло по определению. Кодекс не имел было юридической силы и не мог служить основанием для серьезного наказания. В итоге в 2013-м, когда президентом РФС уже был Николай Толстых, Кодекс чести убрали из устава РФС.
Фото: Global Look Press/Zamir Usmanov/Russian Look; rfs.ru (3,6,7); instagram.com/realradioutkin; Global Look Press/Rolf Vennenbernd/dpa; fc-ural.ru/Дмитрий Медведев; Global Look Press/Russian Look
Источник: