Льюис Хэмилтон Валттери Боттас Мерседес Формула-1 Гран-при Монако Себастьян Феттель Кими Райкконен Феррари
Историческая квалификация в Монако.
Пилот «Феррари» Кими Райкконен, опередив напарника и лидера сезона Себастьяна Феттеля, завоевал поул в самом престижном Гран-при сезона. Последний раз финн побеждал в квалификации восемь лет, одиннадцать месяцев и девять дней назад на французской трассе «Маньи-Кур», и столь долгий перерыв между двумя успехами – это новый рекорд в «Формуле-1». Между 16-й и 17-й поул-позициями Кими в «Формуле-1» прошло 169 или 129 Гран-при – с учетом или без перерыва в карьере пилота.
Почему так долго?
В середине 2008-го Райкконен начал уступать Фелипе Массе и Льюису Хэмилтону – главным соперникам в борьбе за титул, – в следующем году получил в свое распоряжение гоночный автомобиль, который не всегда позволял бороться за очки, а в 2010-м финн вовсе ушел в двухгодичный отпуск (отдых оплачивала «Феррари»), который провел в чемпионате мира по ралли.
Кими вернулся в «Ф-1» в 2012 году в «Лотус», за руль машины, которая хоть и позволяла иногда бороться за победы, но на одном круге уступала автомобилям заводских коллективов. Воссоединение Кими и «Феррари» в 2014 году ситуацию не спасло: финн выжимал из себя и машины далеко не все 100 процентов, да и момент возвращения также оказался неудачным — эпоха доминирования двигателей «Мерседес» закончилась только в текущем году.
Почему же он выиграл именно сейчас?
Райкконен начал переигрывать Феттеля в квалификациях еще в прошлом сезоне, а в нынешнем хоть до текущего момента и не опережал немца, но постоянно был рядом. В Сочи финну до первого места в квалификации не хватило каких-то 0,05 секунды – неудивительно, что в Монако он все же дожал.
Кроме того, «Айсмен» почти всегда был хорош в Монте-Карло на добротном болиде, и именно ему же принадлежал рекорд круга в «Формуле-1» по улицам карликового княжества до этого уик-энда – неудивительно, что он же и записал финальное обновление рекорда на свой счет.
Что случилось с Феттелем и «Мерседесом»?
Лидер чемпионата просто не смог собрать идеальный круг, и уступил Райкконену в честной и плотной борьбе. А вот с немецкой командой все не так просто.
Проблемы «Мерседесу» предрекали задолго до Гран-при Монако. Шины на болиде W08 работают в очень узком температурном режиме, а длинная колесная база лучше подходит скоростным трекам с длинными прямыми, но никак не узкой, извилистой и медленной трассе в Монте-Карло.
Не повезло и с погодой. Суббота выдалась жаркой, асфальт прогрелся до 50 градусов по Цельсию. В таких условиях пилотам «Мерседеса» оказалось еще труднее контролировать температуру шин, избегать их перегрева, проскальзываний и пробуксовок.
Но все это можно было бы нивелировать удачно подобранными базовыми настройками в практиках. С этим у «Мерседеса» тоже вышла неувязочка — команда еще в четверг признала, что в поисках оптимального баланса свернула куда-то не туда, и за время субботней сессии свободных заездов ситуацию полностью не исправила.
Из-за этого Хэмилтон ошибался и терял машину во многих поворотах – Ники Лауда признал, что разобраться с настройками болида англичанина не получилось, и понадеялся, что к завтрашней гонке инженеры все исправят. Но, думается, стартующему с тринадцатого места Льюису от этого не легче.
Боттас же то ли смог лучше справиться с подготовкой болида, то ли просто привык к слабой на городских трассах машине «Уильямса» – но он словно и не заметил проблем. Валттери проиграл обидные две тысячные времени Феттеля и остался третьим — хотя вполне мог взять поул.
Победит ли Райкконен завтра?
В Монако нет лучшей стартовой позиции, чем первая. Узкие повороты, необгонный характер трека, история паровозиков в стиле Ярно Трулли — все благоволит Кими, но при двух условиях.
Во-первых, он не должен проиграть старт. За начинающего вторым Феттеля говорят обновленные системы сцепления (Кими использует прошлогодние), но сам финн в недавнем интервью заявил, что не видит между новой и стартой стартовыми процедурами разницы, и первые метры в Барселоне это подтверждают.
Во-вторых, нельзя ошибаться стратегам «Феррари». Мы все знаем, они на это способны. Случайно или специально, но пит-стоп финна могут затянуть на пару (десятков) кругов, и после посещения боксов Райкконен снова запросто может удивиться по радио в стиле «это как мы оказались позади Боттаса?». Против такого развития событий говорит здравый смысл и, опять же, характер трассы в Монако. Реализовать преимущество «подреза» в Монте-Карло сложно – существует риск попадания в трафик.
Если в остальном все пойдет по плану, то не исключена и первая за пять лет победа.
Что еще интересного случилось в квалификации?
Грандиозный прорыв обоих «Макларенов» в третий сегмент. Баттон и Вандорн за минуту до конца второй части сессии опережали и Хэмилтона, и Квята, и Хюлькенберга (все трое ехали в последней попытке с улучшением), когда Стоффель ошибся, зацепил барьер на входе в шикану и улетел в ограждение за поворотом. Желтые флаги обезопасили пилотов «Макларена» и оставили других ребят без возможности побороться за поул, но англичанам все равно — они сегодня празднуют. Кстати, если Вандорн по результатам второго сегмента был аж шестым, то представьте, чего бы мог достичь Алонсо, уничтоживший бельгийца во всех предыдущих квалификациях?
Фото: Gettyimages.ru/Will Taylor-Medhurst; Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Max Rossi
Источник: