«Мне кажется, что неумытое похмельное лицо не подходит к стенам этого кабинета»

Мишель Платини Джанни Аньелли история Джампьеро Бониперти

Его отцу отрезало голову пропеллером самолёта. Ужасная смерть. Совсем юный Джанни рыдал в подушку в доме в Турине, приобретенном ещё его дедушкой. Ему только что сообщили о смерти отца, и пожалев парня, на стали рассказывать подробностей, а сказали, что папа погиб в авиакатастрофе. Всхлипы безутешного Джанни раздавались на весь дом, и никто не мог успокоить его хоть чуть-чуть. Никто, кроме великого дедушки Джованни, который молча зашёл в комнату, сел на краю кровати и положил руку на спину внука.

— Всё наладится, Джанни. Рана затянется и ты будешь жить дальше.

И дедушка Джованни был прав. Во всём, кроме того, что рана затянется. Она будет преследовать великого Адвоката всю жизнь и определит его поступки на долгие годы вперёд.

Когда погиб отец, Джованни Аньелли-младшему было всего лишь 14 лет. Он был назван в честь своего великого дедушки. По причине того, чтобы не путать стар и млад, все без исключения именовали внука в сокращенной форме, Джанни. Великий дед Джованни, основатель ФИАТа и всей империи Аньелли, души не чаял в своём внуке Джанни. Парнишка до безумия любил футбол и в частности, «Ювентус», который он впервые увидел в 4 года. Чтобы как-то сгладить скорбь юноши после гибели отца, Джованни ввёл его в состав совета директоров уже в 14 лет.

… Джанни сидел  на берегу пруда в их родовом имении в Виллар-Перезе и запускал в него камешки по одному. Скоро должен был начаться обед, и он, довольный и радостный, ждал, когда они всей семьей соберутся за столом. Счастливое, беззаботное время! Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

Джанни проснулся. Он сидел на совете директоров обожаемого «Ювентуса» у стены на стульчике. В кабинете было много разных мужчин, в основном старых и седых. Мужчины много курили и громко обсуждали различные аспекты жизни Старой синьоры. Им действительно было что обсудить. Погибший Эдоардо Аньелли, отец Джанни, собрал великолепную команду, которая пять лет подряд брала скудетто. Достаточно сказать, что на победном для итальянцев Чемпионата мира в 1934 году в составе сборной было 9 игроков «Ювентуса». Однако, после смерти президента Эдоардо, множество игроков покинуло клуб, что не замедлило сказаться на результатах.

Джанни плохо понимал, о чём беседуют достопочтенные господа. Лишь издредка слышал он знакомые и приятные сердцу фамилии, такие как Борель или Феррари. Тем не менее, уже тогда его распирала гордость, что теперь он причастен к любой команде как никогда. В тот момент Джанни ещё даже не догадывался, что следующий великий период и полноценное возрождение бьянконери будет добыто именно благодаря ему и случится достаточно не скоро. Но это всё будет потом, а пока… Круглый стол, множество темпераментных мужчин в костюмах и плохо понятные темы. Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

 

Джанни ехал по петляющей дороге на высокой скорости, рядом с ним сидела очередная его пассия, коих было множество. Дама сидела молча, так как Джанни слушал радио и делал это очень внимательно. Резкий визг тормозов и крутой разворот в обратную сторону.

— Что случилось, дорогой? — робко поинтересовалась красотка.

— Эти олухи не умеют профессионально делать свою работу! — Джанни был разозлён.

Они домчались до ближайшего кафе, где Джанни потребовал телефон и потом почти час дозванивался на радиостанцию. Наконец, он прорвался.

— Бенетти будет играть не в нападении, а на правом краю полузащиты! Если вы объявляете состав, до будьте добры делать это компетентно, о не сообщать ложные данные!

Джанни до безумия любил свой клуб, даже больше, чем женщин (а их он любил невероятно).

Многие великие люди неоднозначны. Таким был и Джанни Аньелли. Это в полной мере успела ощутить наша страна. В 1940 году будущий президент Юве ушёл на фронт, где вёл бои на так называемом «русском фронте», а в 1966 года Джанни был в числе первых лиц, которые помогали СССР построить автомобильный завод на Волге, позже он с делегацией ФИАТа лично приезжал в Тольятти.

Вернувшись с фронта, Джанни закончил обучение праву, прерванное войной. Не сказать, что он был как-то особенно увлечён учёбой, скорее студентки больше привлекали молодого красавца, но именно обучение дало ему практически второе имя — Адвокат, настолько сильно с тех пор это прозвище закрепилось за ним.

…Холодный, пронизывающий насквозь ветер, нескончаемый дождь и молчание. Тягостное, угнетающее. Джанни стоял возле гроба матери, всё внутри него дрожало, но он не проронил и звука. Мама Джанни, Вирджиния Бурбон дель Монте погибла в автокатастрофе спустя 10 лет после смерти своего мужа и его отца — Эдоардо. Страшная авария. Стоя на похоронах, Джанни испытывал болезненное дежавю. Снова закрытый гроб, снова похороны. Только почему-то теперь все просто молчат. И у него нет слов и эмоций. Только пустота внутри.

И это был не последний удар, который подготовил для Джанни славный для других 1945 год. Буквально через две недели не стало гордости, опоры и фундамента всей семьи Аньелли — великого Джованни. Эти похороны резко контрастировали с похоронами матери — огромное количество людей, бесконечные речи, плачь и крики. Несколько дней подряд бесконечной суеты, и погода сменяющая снег на дождь. Адвокат отдал все силы на организацию церемонии прощания и самих похорон. Уже на кладбище, замерзнув, он пойдёт и ненадолго присядет в машину, чтобы хоть чуть согреться. Истощенный организм сразу же даст знать о себе и веки Джанни отяжелеют… И вот он стоит и у пруда и коротает время в предвкушении обеда… Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

Смерть великого дедушки окончательно опустошит сердце Джанни и с этого времени на протяжении всей оставшейся жизни он будет стремиться заполнить эту пустоту внутри себя.

Постепенно отходя от мрачного периода, Джанни начал всё больше окунаться в мир роскоши и богатства и вести образ жизни молодого повесы. Богатого и аристократичного повесы. Это были славные времена для развлечений, но слабые в деловой сфере. Даже несравненный «Ювентус» отошёл слегка на второй план. Джанни сполна уделял ему время как болельщик, но весьма мало как функционер. Не смотря на то, что в 1947 году Адвокат занял пост президента, успехов первое время было не много. В послевоенный период в итальянском футболе солировал другой клуб из Турина, который вошёл в историю под именем Гранде Торино. Безусловно, Джанни предпринимал различные шаги на посту президента, как, например, приглашение в «Ювентус» первых легионеров в послевоенном футболе Италии. Но этого было мало. Президент гораздо больше отдавал времени другому своему увлечению того периода — женщинам.

О его способности топить сердца самых непреступных и избалованных особ ходили легенды. И пожалуй, стоит говорить, что преувеличений там было совсем немного. Джанни являлся воплощением стиля. Он ввёл много разных элементов в формирование стиля солидного мужчины, и основная часть мужского населения Апеннин пыталась ему подражать. По этому поводу у итальянцев гуляла шутка, что если завтра Адвокат выйдет на площадь Сан Карло со спущенными штанами, то потом по всему полуострову не снискать будет ни одного мальчишки, чью брюки будут находиться в районе талии.

Одеваться Джанни любил красиво и каждый нюанс продумывал до мелочей. Он, например, разработал и заказал портному своеобразный комбинезон, когда рубашка и трусы были сшиты вместе в единой цветовой гамме. Так президент Юве решил вопрос с постоянно выползающими из брюк сорочками.

Стиль Джованни восхваляли газеты и журналы, о нём бесконечно говорили по телевизору и радио.

Однако, для женщин его стиль отходил на второй план. На первом была его харизма. Переплетение небрежности в словах и в то же время шарма, обаяния с внутренней силой и привлекательная внешность не оставляли шанса женщинам ни в одной точке планеты.

…Он еле успел пригнуть голову от пролетевшей мимо его головы вазы. Это знаменитая Рита Хейуорт, звезда Голливуда, учинила ему скандал по поводу того, что встречаясь с ней, он уделял внимание и другим женщинам.

— Ты подлец! Обо мне мечтает каждый мужчина Америки, а ты позволяешь себе ставить меня в один ряд с другими твоими подружками! Не смей! — в сторону Джанни полетел портсигар.

— Рита, остановись! — Адвокат был немногословен.

Он схватил её за руки. От Риты исходил явственный запах алкоголя. Хейуорт и в трезвом состоянии не отличалась покладистым характером, а подсев со временем на алкоголь и подавно не могла держать себя в руках.

— Свет мой, если ты успокоишься и просто поговоришь со мной, то поймешь, что всё совсем не так. — убеждал её Джанни.

А потом у них была бессонная ночь, в начале которой Адвокат объяснял ей честно,  что его интересуют и другие женщины, но она никогда не встанет в один ряд с ним, потому что она особенная и много значит для него. Рита не верила, плакала, потом успокаивалась, потом опять начинала рыдать, но под утро чары обаяния Джанни снова взяли вверх и она вновь и вновь радовалась тому, что сейчас она здесь, с ним.

Для него не было недоступных женщин. Вечеринки, светские рауты, дорогие рестораны и роскошные отели — вот, где чаще прочего бывал Джанни. Он дружил с первыми лицам, в том числе с четой Кеннеди и был желанным гостем в самых высоких кабинетах. И конечно, все эти регалии были получены им отнюдь не за его разгульный образ жизни в молодости, а за умении вести дела и добиваться нужного результата. И главным подтверждением тому были «Ювентус» и ФИАТ.

— Кто ещё нужен тебе для победы в чемпионате? Ты должен вернуть «Ювентусу» его законное первое место. В Италии оно может принадлежать только ему. — Джанни Аньелли разговаривал с Дьердем Шароши, новым тренером старой синьоры.

Джанни быстро шагал по кромке поля и слегка располневший с годами Шароши с трудом поспевал за ним.

— Я думаю, что нам необходимо укрепить атакующую линию. — пораздумав, сказал главный тренер. У «Милана» есть шведское тройка Гре-Но-Ли, которая выглядит потрясающе. Нам необходимо нечто подобное.

— Ты точно в этом уверен? Считаешь, что наш атакующий потенциал уступает миланскому? Если это действительно так, мы займёмся этим вопросом, но хочу, чтобы ты подумал ещё чуть-чуть. Не торопись, дашь ответ утром. — сказав это, Джанни удалился.

Всю ночь Дьерд Шароши не спал. Он размышлял. Когда он пришёл в клуб, ему представлялось, какие тут требования. Такие же, как и возможности. И действительно, стоит ли оно того? Усиливать атаку, другие линии?

Джованни тоже не спал всю ночь. Бессонница стала всё чаще наведываться к нему. Он работал, разбирал документы, определял планы по развитию и финансированию империи Аньелли. Уже под самое утро, Джанни начал засыпать… И вот он стоит у пруда, камешек в руке… Звонок оборвал зарождающуюся истому. Звонил Шароши.

— Синьор Аньелли, я всё обдумал. Я думаю, что нынешняя атака справится.

В этот сезон «Ювентус» выиграл чемпионат, нападающий Йон Хансен стал лучшим бомбардиром, а его земляк Карл Оге Праст и на глазах становящийся великим Джампьеро Бониперти принесли атаке команды не меньшую пользу.

…Густой и чуть сладковатый дым поднимался к потолку и  постепенно растягивался на весь кабинет. Джованни сидел за столом со своим братом, Умберто Аньелли. Адвокат нервно постукивал пальцами и был весьма мрачен.

— Это позор, Умберто. За который необходимо понести ответственность. Я уйду с поста, а ты займёшь моё место.

— Джанни, я не готов. У меня слишком мало опыта для того, чтобы стать Президентом клуба. — Умберто действительно находился в растерянности.

— Готов. Ты молод, но рассудителен и предан. Я всегда буду рядом и окажу помощь и поддержку. Но оперативными вопросами займёшься ты.

«Ювентус» занял в 1955 году лишь седьмое место и Джанни оставил пост президента клуба в пользу своего 22-летнего брата Умберто. Все вокруг были обескуражены таким решением. А уж когда последующие два сезона великий Юве смог доползти только до 9-го места, волна критики просто обрушивалась на клуб. Но Джанни держал ответ и за себя и за брата. Большей частью уверенно и корректно, но иногда срываясь:

— Почему потенциал команды не раскрывается в полной мере?

— У нас происходит смена поколений, это зачастую весьма болезненный процесс.

— Два года подряд 9 место. Вам не кажется, что «Ювентус» больше не элитный клуб?

— Если граф поскользнётся и упадёт, он будет испачкавшимся, но графом. А вот если бродягу отмыть и посадить в кабинет, графом он от этого всё равно не станет.

— Вам не кажется, что Умберто Аньелли не подходит на должность президента клуба?

— Мне кажется, что неумытое похмельное лицо не подходит к стенам этого кабинета.

После это фразы журналисты зааплодировали, не смотря на то, что направлена она была в адрес их коллеги.

И Адвокат, как обычно, оказался прав.В следующем году он поспособствует получению клубом Омара Сивори, будущего обладателя золотого мяча, а Умберто привезёт в команду Джона Чарльза, которого будут много лет признавать самым выдающимся легионером в истории «Ювентуса».

— Папа, папа, я могу назвать весь состав наизусть! Я выучил, папа! — маленький Эдоардо бегал по столовой семейного дома Аньелли в Турине и безостановочно перечислял фамилии футболистов бьянконери. Сына Джанни назвал в честь своего отца, и обожал его всегда. Пока Эдоардо был маленький, он приносил семейству Аньелли только радость. Но, пройдя юность и начав взрослеть, Эдоардо потерялся в этой жизни. Деньги и положение в обществе не прельщали его. У сына великого Адвоката совершенно отсутствовала деловая хватка.

— Я хочу, чтобы вместо заводов ФИАТ на этом месте росли бы цветы! — мечтательно произносил Эдоардо и бил Джанни в самое сердце, в котором уже столько лет была огромная рана.

Эдоардо ездил по миру, знакомился с различными духовными течениями, менял религии, принимая то одну, то другую и попутно активно употреблял наркотики.

С годами Джанни окончательно осознал, что из Эдоардо никогда не получится наследника.  Спал он теперь всё меньше и забывался уже под самое утро… Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

В 1970-ые годы для ФИАТа наступают тяжелые времена и финансовая устойчивость клана Аньелли начинает расшатываться. Понимая это, Джанни бросает все силы, чтобы исправить эту ситуацию. Но про «Ювентус» он забыть, конечно не может. Ему нужен человек, которого он поставит во главе клуба и который сможет и дальше приводить клуб к успехам. И тогда Адвокат ставит на этот пост Джампьеро Бониперти — плоть от плоти ювентини, рекорд которого по количеству забитых за Ювентус мячей продержался 45 лет до прихода Алессандро Дель Пьеро.

И это назначение дальновидного Джованни было стопроцентной удачей.

На протяжении двадцати лет президентства Бониперти при помощи Джанни приводил в клуб великих тренеров и игроков, таких как Трапаттони и Платини, завоевывал как внутриитальянские, так и европейские награды.

А неуёмный Адвокат успевал будить Бониперти в 5 утра своими звонками и требовать отчёта о положении дел в команде, параллельно реструктуризируя ФИАТ и проводя встречи с Муаммаром Каддафи, который был заинтересован в покупке части акций автогиганта.

Джанни Аньелли в итоге преуспел и там, и там. Финансовое положение компании улучшалось с каждым днем, внутренний кризис миновал, а уж дела «Ювентуса» были просто прекрасны.

— «Маргарита, немедленно возвращайся, я хочу, чтобы тебя наблюдали наши врачи. Кроме того, сейчас в России просто опасно». — Разговаривая с дочерью Маргаритой, Джанни не лукавил. 1992 год, в России уже активно начался передел власти и экономики, а дочь Адвоката гостила у друзей во Владимире. Там, в загородном доме, начался пожара, в котором Маргарита Аньелли получила множественные ожоги, что было не самым страшным. На её глазах погибли дети её друзей, и об этом Маргарита уже не сможет забыть.

Сидя у больничной койки дочери, Джанни читал ей книгу. Маргарита уже спала, но Джанни всё равно продолжал — в старости он стал ценить любую минутe с близкими ему людьми. Освещение было слабым и даже с очками Джанни приходилось тяжело. Убаюкивающие звуки медицинских приборов расслабляли… Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

…День был солнечный и яркий и с самого утра настроение у Адвоката было хорошим, он предвкушал активную работу. Но все его планы рухнули в один момент — ему позвонили и холодный голос в трубке сообщил, что Эдоардо Аньелли скончался при странных обстоятельствах. Джанни выехал к месту смерти сына. Всё произошло не далеко от Турина, на мосту. Эдоардо остановил машину, вышел из неё не заглушив мотор. Он набрал номер отца, но тут же сбросил, на дав дойти вызову. Потом ещё раз это повторил. А после посмотрел в низ с высоты, чуть призадумался и шагнул в пустоту.

Нет, смерть Эдоардо для Адвоката была уже не совсем такой трагедией, как смерть отца или дедушки. В своё время Джанни прямо сказал сыну, что не видит в нём своего преемника. Просто Эдоардо добавил в сердце Джованни ещё больше пустоты… Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

…В голове стоял гул и он плохо понимал врача. Рак? В последней стадии? Он верно рехнулся, старый дурак — думал Джанни. Да. Диагноз был неумолим. Но разве таков был великий Адвокат, чтобы сдаться? Неоперабельный? Поражение тканей? К черту, меня это не остановит.

Даже в ожидании скорой смерти, Джанни занимался делами. Именно благодаря его участию в 2006 году Турин получил Олимпиаду.

Он держался как мог, даже когда уже почти ослеп и ходить мог с трудом, Джанни пытался разбираться с документами и слушать матчи любимой ему синьоры.

В свой последний день Джанни находился в семейном доме в Турине. Его жена держала его за руку и Джон Элканн, будущий наследник, которого определил сам Адвокат, тоже был здесь. Джованни вспоминалось детство, виноградники в Тоскане, запах переспевших мандаринов на Сицилии, пруд в Виллар — Перезе… Джанни закрыл глаза. Вон он стоит на берегу пруда. Скора обед и вся семья будет в сборе, осталось чуть-чуть. А пока развлекусь.

Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

Джанни Аньелли действительно был эпохой для всей Италии. Проститься с ним пришло более 10 000 человек, а его похороны показывали в прямом эфире по общереспубликанскому телевидению. Великий Адвокат, к счастью, уже не застал грязные политические игры под названием Кальчополи, также как он к сожалению не застал новый рекорд любимого «Ювентуса» из шести чемпионств подряд.

Пустота в сердце после смерти близких не давала ему покоя всю жизнь. Адвокат  пытался заполнить её как только и чем только мог — бизнесом, развлечениями, женщинами, алкоголем, футболом… И не стоит забывать, что даже самые великие из нас — просто мальчишки на берегу пруда… Прыг-прыг-хлоп — ушёл под воду очередной камешек…

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий