«Игроки просили закрыть ночной клуб для себя. Это стоит 200-300 тысяч». Блогер Sports.ru, поработавший с Сапоговым
Илью Штеблова из Томска не взяли на работу в «Томь», а он ушел работать в ночной клуб, получил степень MBA и развивает международную футбольную школу.
– Давай с начала. До 17 лет ты занимался футболом, потом получил травму и закончил. Что больше всего запомнилось из детского футбика?
– Закончил не только и не столько из-за здоровья, но и объективной оценки собственного футбольного таланта. С командой своего возраста я занял пятое место в чемпионате России, это был максимум из моих достижений, а я был далеко не лучшим игроком в той команде. Понимая, что выше КФК едва ли когда-то заиграю, сделал выбор в пользу образования, в итоге сейчас собрал четыре диплома.
А воспоминания из детского футбика разные. Это и тренировки на асфальте хоккейной коробки с содранными коленками, а от обилия прыжковых упражнений на асфальте позже эти самые колени стали у многих ломаться.
Среди воспоминаний особое место занимают работающие едва ли не на голом энтузиазме тренеры. Один из них – дядя Паша, как его называли, давал потрясающие установки, каждая из которых становилась целым театральным представлением. Требуя от вратаря играть смелее, он говорил «Ты должен быть хозяином мяча, а сейчас ты с ним общаешься «Уважаемый мячик, разрешите вас поймать?», причем последнюю фразу произносил с такой интонацией, что мы хватались за животы от смеха.
Отложились в памяти и поездки «подставами» на соревнования, на которых мы, 14-летние, ездили играть под видом 13-летних (в свидетельстве о рождении ведь нет фото), а на поле выходили против ребят с солидными такими бакенбардами. Выяснилось, что мы далеко не самые хитрые.
– Потом ты учился на футбольного менеджера и полтора года отработал на журналистом на Soccer.ru.
– Сначала я учился на международника-дипломата, позже – на менеджера, но был единственным с факультета, кто решил посвятить диссертацию менеджменту в профессиональном футбольном клубе. А работать спортивным журналистом стал случайно. Вел блог на сайте Soccer.ru, потом редакторы сайта предложили мне стать их автором. Писал там полтора года.
– Тебя оттуда уволили за текст про Джастина Фашану (первого футболиста, который признался в нетрадиционной сексуальной ориентации. Джастин из-за давления со стороны окружающих покончил с собой – прим. Sports.ru), в чем было дело?
– Не то чтобы уволили, просто после этого перестали давать задания на новые статьи. Поскольку я не был в штате, по сути моя работа там фактически закончилась. Особо мне ничего не объясняли, да и я не возражал.
– Почему ты вообще решил написать текст о нем?
– Я большой фанат Винни Джонса и всей той «Банды психов», которая зажигала в «Уимблдоне». Черпая информацию об этих ребятах, наткнулся на историю одного из них – Джона Фашану. У его брата, тоже профессионального футболиста, была яркая, но трагичная судьба. Не хотелось бы углубляться, но желающие легко могут найти информацию о нем в интернете. Решил поделиться его историей, редактор одобрил, но главный редактор статью решил не публиковать. На этом моя работа там резко оборвалась.
– Сколько платили в Soccer.ru?
– Платили мне как внештатному автору за количество статей в месяц, суммы были небольшие, но для студента вполне достаточные.
– Если бы не уволили – работал бы там дальше?
Думаю, со временем все равно перестал бы, хотя мне было интересно. Вскоре после этого там вообще весь штат сменился, произошел ребрендинг. Но на Soceer.ru в те времена была своя особая тусовка в блогосфере. Там немного писал даже Никита Ковальчук, сейчас известный как Картавый Ник, футбольная художница Даша Исаева тоже там была. Оттуда еще вышли ребята, позже проявившие себя в журналистике – Сергей Федотов, Юрий Сенцов.
– Дальше в твоей жизни появился «Металлург-Новокузнецк», там ты работал в пресс-службе. Это команда из ФНЛ, в которой почти год не платили зарплату, она же потом и обанкротилась. На что жили все, кто работал в клубе (и ты в частности)?
– Я параллельно писал для другого спортивного сайта, плюс родители помогали.
А на что жили игроки и сотрудники – с трудом представляю. Но если у игроков были, прямо скажем, хорошие зарплаты, с которых можно было что-то сберечь, то рядовые сотрудники выкручивались с очень большим трудом, при этом продолжали добросовестно выполнять свои обязанности. Мы вместе с пресс-атташе Алексеем Елько создали и выпустили крутой журнал «Бульдог», аналогов по качеству которому я до сих пор в ФНЛ ничего не встречал. Собирали болельщиков на стадионе, старались делать яркое шоу, был свой классный маскот, у клуба была потрясающая группа поддержки.
Спортивный отдел тоже умудрялся без денег приглашать неплохих игроков. Вытянули откуда-то Георгия Зотова, который сейчас играет в РФПЛ за «Крылья Советов», в Новокузнецке раскрыли Юрий Дюпина, который многим теперь известен как русский Нойер. Тогда вообще банда была классная.
– Сталкивался ли ты с договорными матчами в ФНЛ и конкретно в «Металлурге»?
– Был момент, когда перед последним туром «Металлургу» была нужна только победа, чтобы гарантированно остаться в ФНЛ. Болельщики начали писать мне в соцсетях, что они знают, что матч будет договорным. Правда, в том матче «Металлург» проиграл, и все эти разговоры оказались пустым местом. Но прописку в ФНЛ клуб все же сохранил, поскольку в параллельном матче «Химки» тоже проиграли, но лишь для того, чтобы потом закрыться из-за нехватки денег.
– Какая зарплата была в «Металлурге» у тебя?
– Я там так ничего и не получил, так что едва ли это имеет смысл говорить об этом.
– Потом ты пытался попасть в «Томь», но получил отказ.
– В «Томь» я пытался попасть много раз: сначала на стажировку, необходимую для написания диссертации, позже уже на постоянную работу, но всякий раз получал отказ.
– Почему?
– Я тогда был слишком молод и наивен, сам слабо представлял, чем я мог быть полезен, просто хотелось быть в клубе. В первый раз мне предложили просто начать из дома звонить во все предприятия города, предлагать им рекламу (коммерческое предложение клуба тогда состояло из 12 пунктов), и если бы я что-то из рекламы продал, мне обещали процент. Продавец из меня не получился.
– Потом тебя занесло в необычную сферу.
– Я начал работать в сети ночных клубов. Сеть весьма крупная, работает во всех больших городах страны, а футболисты были ее постоянными посетителями.
Там я занимался маркетингом, также в обязанности входил внутренний аудит работы клубов, и в рамках этой части работы мне были доступны видеозаписи происходящего во всех клубов по стране.
– Там ты видел много футболистов. Опиши типичный поход футболиста РФПЛ в ночной клуб.
– Думаю, что я мало чем удивлю читателей, особенно после тех событий, которые были после провального для нас Евро с участием двух известных игроков. Могу лишь сказать, что хорошо и ярко отдыхать любят многие наши футболисты, независимо от уровня команды, в которой они выступают.
– Сколько максимум бабла сливали футболисты там?
– По-разному, таких сумм, как в Монако, конечно, и близко не было, но распоряжаться этими деньгами можно было бы и с большей пользой. Счета из шестизначных цифр – обычное дело. Часто бывали случаи, когда игроки просили продлить работу клуба, когда тот закрывался, или закрыть его только для себя. Такая услуга есть, но стоит сумасшедших денег. Где-то 200-300 тысяч рублей.
Хотя футболисты сами имеют право решать, как тратить полученные ими деньги. Жаль только, что часто эти деньги именно полученные, а не заработанные.
– У тебя степень MBA (от английского master of business administration; степень магистра в менеджменте для руководителей среднего и высшего звена – прим. Sports.ru) в спорте. Ты год учился в Сочи на английском у иностранных спортивных менеджеров. Расскажи, как ты туда попал и что это было.
– После Игр в Сочи был создан Олимпийский университет, где лучшие мировые эксперты по спортивному менеджменту готовят специалистов для спортивной индустрии. Проводился конкурсный отбор, по итогам которого выделялся грант. Я победил и попал в группу из 20 студентов из 13 стран – очень большое и неожиданное везение.
Моим научным руководителем был Гай Мастерман – английский профессор, который в преподавание перешел после долгой практики в реальном спортивном менеджменте. Он был коммерческим директором «Челси» (задолго до прихода туда больших денег Абрамовича), в «Фулхэме», работал с боксером Ленноксом Льюисом и Дэвидом Бекхэмом.
– Зачем тебе это? У тебя есть какая-то определенная цель?
– Я всегда хотел работать в спорте, развивать его. Может, это звучит слишком высокопарно, но делать наш спорт чуточку лучше. Мы все видим, что в нашем спорте творится кромешный ужас – начиная от допинговых скандалов и заканчивая пустыми стадионами и умирающим детским спортом.
– На Sports.ru ты ведешь блог о спортивном бизнесе. Назови три причины, почему на тебя нужно срочно подписаться всем, кто читает интервью.
– Про спортивный бизнес пишут очень мало. Есть крутой блог Виктора Смита, но он скорее про финансы в спорте. Есть «Блог31» Ромы Дворянкина и «Американский Пирог» Егора Крецана, это два очень крутых блога от людей с большим опытом в спортивном бизнесе. Но вообще, про спортивный бизнес у нас пишут не очень много. Я стараюсь хоть немного, но восполнить этот пробел, пишу довольно регулярно. Это первая причина.
Вторая – я часто перевожу зарубежные материалы. На английском про спортивный менеджмент пишут много – я перевожу то, что мне кажется интересным. Для тех, кому небезразличен спортивный бизнес, но владеет только русским, это будет интересно.
Третье – я иногда описываю свой опыт. Например, побывав на стажировке в академии «Олимпиакоса», написал об этом. Скоро вместе с 30 тренерами поеду на стажировку в академию «Аякса», планирую написать и об этом. А вообще, в планах очень много интересных материалов, так что всем рекомендую.
– Сейчас ты работаешь спортивным директором в сети детских футбольных школ «Юниор» и в одноименном клубе из КФК, за который играл Алексей Сапогов. Расскажи кратко, что это за школа и какая цель у клуба?
– Школа «Юниор» – крупнейшая сеть футбольных школ в России. Также наши филиалы есть в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Молдове, Индонезии, Сингапуре. В сети более 350 школ по всей стране и 26 000 детей от 3 до 14 лет занимается футболом. Главная цель – это подарить детям здоровое и спортивное детство, отвлечь их от гаджетов, интернета. А для самых старательных и талантливых – дать путевку в большой футбол. Для этого скоро откроется своя академия в Казани, куда будут попадать лучшие. Ну а для дальнейшего развития молодых игроков создан свой профессиональный клуб.
Самому проекту – всего четыре года, в нем нет ни копейки государственных денег, и своих масштабов он достиг только благодаря его основателям и тем, кто работает в «Юниоре».
– Теперь самое интересное. Сапогов. Какой он?
– Вообще, идея пригласить его в клуб родилась почти случайно и из шутки. Тогда в твиттере «Енисея» писали, что они думают пригласить в клуб Дмитрия Сычева. Мы подумали, что нам тоже можно было бы попробовать пригласить кого-то из известных ранее игроков. Так и родился вариант с Сапоговым. После небольшой работы и помощи моих хороших знакомых, которые помогли выйти на Алексея, шутка стала реальностью.
Мы рассчитывали, что Сапогов поможет нашим молодым игрокам прогрессировать и развиваться. На самом деле, Сапогов в футбольном плане был в полном порядке, мы победили во всех матчах, в которых он играл, он реально нам помог и запросто мог бы еще играть на очень высоком уровне.
Но футболом он, откровенно говоря, наелся. Да и у него много других интересов в жизни, он очень любознательный, постоянно рассказывал про путешествия и часто интересовался у других про их путешествия. Без шуток, если бы когда-то появился футбольный аналог «Орла и Решки», Сапогов легко бы смог в нем участвовать, он очень много знает о разных странах, обычаях, его тянет к этому.
– Расскажи историю о Сапогове, которую никто не знает.
– Алексей всерьез рассматривает вариант с тем, чтобы начать тренировать, и даже интересовался тем, как получить лицензию тренера.
– Ждать ли диск с нарезкой Алексея Сапогова в составе «Юниора»?
– Диск – это уже немого прошлое, а вот нарезку его действия из Instat можно сделать. А если всерьез, то история с «Ювентусом» была для Алексея скорее поводом подшутить над прессой и болельщиками, как это принято сейчас говорить, ради хайпа.
– Давай напоследок пару впечатляющих историй об Алексее, чтобы читатели пожалели, что Сапогова нет в РФПЛ.
– В одном из выездов Алексей едва не опоздал на игру, потому что отлучился прогуляться по городу Великие Луки. У команды уже шла установка, когда он вернулся со стопкой книг. Опоздание объяснил тем, что зашел в церковь и потерял счет времени, а в том матче он был лучшим на поле и забил решающий гол.
После одного из выездов в самолете Алексей донимал нашего молодого игрока Володю Оленченко (кстати, участника проекта Академии Nike и команды K11). Сапогов каждые пять минут просил Володю, который сидел у прохода, сходить к бортпроводникам и взять что-нибудь сладкое. После нескольких таких походов молодой игрок и стюардессы психанули и принесли ему три упаковки круассанов.
«В 19 лет ты не веришь, что попадешь в лучший клуб страны». Блогер Sports.ru начал рулить соцсетями «Зенита»
«Через месяц я иду на яхте в Антарктиду. Дальше, видимо, только в космос». Блогер с головой медведя объездил весь мир
Фото: vk-страница Ильи Штеблова, ФК «Юниор»
Источник: