Игра «Челси» при Конте: «тройки» с «углами» и везение

спорт

Челси тактика Эден Азар Виктор Мозес премьер-лига Англия

Ваша обзорная тактическая лекция.

Анекдот: «Челси» 5 раз ударил по воротам – 4 гола. Везение? Нет, быль про матч с «Тоттенхэмом» в Кубке Англии. Она зафиксирована в судейском протоколе, интервью Маурисио Почеттино, мемах, гифках… и уже намертво отложилась во всех головах, интересующихся английским футболом.

Так и запишем. Промысел Божий в том, чтобы подобно старику Хоттабычу манипулировать штангами и перекладинами соперников «Челси». Старик знатно потрудился, выдергивая по волоску из своей бороды, учитывая, что «Челси» забил 85 голов. А может взбаламошному старикану на старости лет просто хотелось облагородить бородку а-ля Мефистофель?

Ладно, шутки на этом заканчиваются. В чем «Челси» повезло в том, так это в том, что текущий состав и Конте сошлись в одной точке. Ну, и то, что в голове сеньора Антонио бродили правильные мысли. Вот с них и начнем.

Идея была проста и родилась она, как и все в футбольной Италии, где-то в недрах Коверчано – Мекке итальянской тренерской мысли. Как взламывать позиционное построение: проникающим пасом или… Вот Конте взял и поставил на это «или».

Или через «троечку», где пас идет через передаточное звено в центре или угол. Проникающему пасу нужно соответствующего качество пасующего и принимающего. И самое главное – если ситуация по эпизоду, что говорится, не складывается – то возникает вынужденная пауза. Как в разговоре, когда вдруг нечего сказать… 

Этой паузе Конте и объявил войну. Пауза – бич всего манковского проекта после САФа. Связанные обязательством высокого стиля коучи в попытках построить волшебный многогранник упускали, что в центре всех конструкций сэра Алекса стоял алгоритм. Апофеозом которого был Ферги-тайм или шедшая по нарастающей беспаузность. 

Даже сегодняшний проект Моу, казалось бы по параметрам атакующих действий соответствующий высоким стандартам и модным xG-ным выкладкам, всякий раз упирается в потерю темпа. А всякая сбивка, пауза – это как приглашение сопернику для перестроения, улучшения конструкции, возможность залатать дыры… Отсюда много заблокированных ударов, низкая результативность.

Однако, вернемся к нашим… «трешкам». Классика нынешнего «Челси» – «тройка» справа: Куртуа катит на Канте, тот в касание навстречу Мозесу. Это триггер для Косты и Педро: следует сместиться в зону между опорными и дефами, куда и прилетит дуга от Мозеса.

В этой атаке они (напы) уже отыграны и останутся на «второй темп» Их «тройка-угол» – выиграть воздух с подбором в центре поля, а затем, зачастую даже не глядя выкатить на фланг Азару-Алонсо. Эта точка важна для Конте. Ее можно назвать точкой выхода из-под высокого прессинга.

Потому что как только зона опорных вскрыта, оба латераля (Мозес/Алонсо) стартуют со своих позиций, превращаясь в крайних форвардов. Неважно, что эту зону может вскрыть и Азар за счет своего дриблинга, накрутив опорников – триггер Конте всегда запускает латералей в атаку.

Еще один ставший классическим выход «Челси» из-под пресса, – «тройка» слева: Куртуа верхом на Алонсо, тот головой скидывает туда же за спины хавам на ход Азару.  Суть этих «троек»: флангами выйти из-под высокого прессинга, заодно отрезав большую часть игроков соперника за линией мяча.

Именно эти точки выхода и законопатил Моу, сместив акцент прессинга от дефов «Челси» к центру поля, взяв там все и всех под персональную опеку и добившись успеха. Он мог добиться его и чуть раньше – в кубковом матче 14 кубка, но там Конте, заметив проблемы выхода флангами, дал указание играть через Азара, когда тот дриблингом взламывает центр. Или же сажает опорных на карточки. Что и произошло в случае с Эррерой – то раннее удаление сломало весь план Моу, и «Челси» додавил соперника.

Этой весной Почеттино и Гвардиола никаких новелл перед Конте не ставили, уповая на свой фирменный массированный прессинг верхней трети, обрывающий саму возможность первого паса и запирающий «Челси» на своей половине. Отчасти эта тактика приносила успех – оборона «Челси» плавилась под градусом прессинга и чаще ошибалась. Но как только прессинг ослаблялся, пружина опять выстреливала «тройками».

Новелла возникла в другом случае. После того, во многом тактического поражения манкам «Челси» предстояла дуэль с «Тоттенхэмом», и всех интересовал вопрос: чем ответит Конте? Градус интриги подогревался и тем, что команда Почеттино буквально уничтожает соперника своим высоким прессингом.

Ответ итальянца был прост – больше командного движения и контроль мяча. Если вы цепляете к моим инсайдам персональных опекунов, то не удивляйтесь, если они вдруг превратятся в опорников, уводя своих визави и оголяя зоны. А опорники наоборот разгоняют атаки на месте инсайдов. Но не только это…

Теперь во главу угла Конте ставил не атаку, а контроль. Не удалась атака с ходу – откатить назад, растянуть коммуникации противника. А на высокий прессинг Почеттино отвечать теми же «тройками» только с длинным плечом – стайерскими забегами Мозеса по флангу, приведшими к фолу Сона и пенальти. (Никому это не напоминает действия Алвеса в матчах с «Монако»?)

Но «трешки-углы» – это не просто выход из-под пресса на оперативный простор. Это принцип вообще. Скрепа. Простая, а потому надежная. Табурет, если угодно. И именно поэтому Конте удалил всех трех креативщиков с интеллектом (Оскара, Сеска и Виллиана) из основного состава. Именно за ненадобностью, а не по проф.непригодности.

Игра в креатив требует перевода центра тяжести в позиционную атаку, насыщения средней линии игроками с пасом. К слову, у «Челси» в схеме 3-4-3 на постоянной основе только два хава, опорники Канте с Матичем. Остальные, как подвижные шарниры, оказываются там только в зависимости от фазы игры.

Это игра-конструктор. Модульный принцип дает возможность конструировать ситуации почти на автомате без особых интеллектуальных усилий. А заодно и без пауз и замедлений. Главное придерживаться принципа.

А принцип гласит: всякое позиционное построение направлено против владеющего мячом. Второй принимающий (угол) тоже находится под контролемдавлением. Но отдавая пас в касание на третьего, он переводит игру в зону, где игрок, даже находящийся в окружении соперника, не имеет перед собой четко выстроенного эшелона обороны. Может, он еще и не в шоколаде, но уже точно в плюсе.

У него лучшая позиция, а значит, есть право вскрыть свободное пространство перед собой, чтобы либо нанести удар, либо выкатить партнеру в еще лучшей позиции. У него нет права сделать паузу, ибо пауза – это шанс сопернику сомкнуть ряды, перестроиться и заблокировать угрозу. Пауза по Конте нужна только для того, чтобы партнеры выстроились в очередной модуль. И все.

Для игры через «угол» не нужны изыски Сеска/Погба, нужно быстродействие процессора и оперативная расстановка в пространстве. Все эти прыжки и жестикуляция Конте у бровки – это не поддержка и мотивация, как может казаться, а темпераментное выстраивание следующих модулей после отыгрывания предыдущего.

Именно поэтому Педро выиграл конкуренцию у Виллиана. Бразилец прекрасно вписывался в футбол Моу – мог, где надо накрутить, где надо разогнаться, а где надо притормозить и осмотреться. Но футбол Конте не терпит остановок и смен ритма – только вперед, взламывать линии обороны и не давать никому времени на перестроение.

Как это работает.

1. Гол Азара «хаммерз». Канте перехватил мяч на фланге и запустил в прорыв Азара с Педро «два на два». По общепринятым футбольным канонам Педро лучше открываться вправо на свободное пространство, но он идет прямо на дефов, ибо его роль в этой атаке «стать углом» для Азара.

Как правило, роль угла в позиционном нападении Челси играет Коста, но не обязательно. Требование Конте – чтобы из трех форвардов минимум двое держались рядышком, и на кого пойдет пас, зависит от конкретного расположения игроков. Все, абсолютно в любой момент должны быть готовы «стать углом» для партнера.

 2. Гол Косты «Саутгемптону». Войдя в штрафную, Коста последовательно накоротке обыгрывается в «стеночки» с Педро и Азаром, оставляя оборону «святых» в роли статистов. «Стеночки» – это ведь тоже «угол», эффект неожиданности здесь менее очевиден, но на короткой дистанции и дефиците времени работает даже лучше «трехстороннего угла».

Теперь к возникающему естественному вопросу: а как же у Конте со всем остальным? Всеми этими проникающими, лонгболлами-закидушками, прострелами-навесами? Ответ: Конте милостив, всему вышеперчисленному разрешено присутствовать в виде всего остального.

Если кроме шуток, то пропорции можно выразить так: чем острее атака (контра), тем она модульнее (угольнее, трешнее). Чем более она позиционна, тем больше в ней всего остального. Но, тем не менее, это не отменяет к «этому всему» того же подхода, что и к трешкам – как можно быстрее, без пауз и остановок, без обработки и в касание. В общем, соотношение модульных скреп ко всему остальному, где-то фифти-фифти.

Отчасти можно сказать, Конте играет очень по-русски: медленно запрягает, когда мяч ходит у дефов, и дальше все быстрей, достигая максимума в верхней трети поля, где от игроков требуется играть только в касание. Какой итальянец (особенно такой темпераментный!) не любит быстрой езды?

Разумеется, клубные аналитики хлеб зря не едят, расписывая все куда дотошнее, чем в этом опусе, но, если не считать даблдекеров, которые, надо признать, попортили много крови Конте и Ко, самый жесткий ответ Конте дал Моу с насыщением центра. А вот ответ на него, данный Конте уже Почеттино, визуально весьма перекликается с игрой «Юве», когда они играют в те же 3D, что и «Челси». Те же выходы трешками-флангами, контроль мяча, растяжение коммуникаций с ротацией игроков центра поля.

У Аллегри, правда, есть преимущество в виде бокс-2-боксов. Конте, играющий с двумя опорниками, более ограничен в атакующих развитиях. Несколько примитивную схему «Челси» компенсирует командной скоростью – «Челси» моложе «Юве». Обе команды движутся во многом параллельно, что неудивительно, учитывая общие корни.

Я здесь не рассматриваю модель игры Аллегри в 4-2-3-1, Конте явно недолюбливает схемы с 4D, приберегая их исключительно на Ферги-таймы. Но даже здесь не стоит обманываться: его 4-2-4 в моменты, когда команда идет «в навал», превращаются в 2-4-4, так что правильнее говорить о переходе из формата 3D в 2D. 

Конте тяготится позицией атакующего хава «десяткой», считая, что через него атака замедляется, что дает рядам соперника сомкнуться, закрывая «окно возможностей». Тем интереснее будет следить за трансферной кампанией «Челси»: куда сдвинется Конте, учитывая, что ему предстоит играть в еврокубках?

Так и останется верен одной схеме или же, учитывая, что потенциальные соперники типа «Реала», «Барсы», «Юве» и «Баварии» отлично укомплектованы качественными пасующими в средней линии, все же начнет приглашать игроков калибра Вератти или Эриксена? И как тогда изменится тактика «Челси», что победит: проникающие или «угол»?

И напоследок, опять к скрепам. Выходы «трешками» по флангам, разумеется, не единственный вариант развития атак у Конте. Есть еще дриблинг-слалом Азара по опорной зоне, а также закидоны-лонгболлы за спины дефам. Но даже зная наперед весь этот пасьянс, соперник никогда не должен предугадать, каким из вариантов будет развиваться атака: индивидуальным талантом Азара, флангами или закидоном. Эта изначальная диспозиция тоже скрепа.

В отличии от остальной команды, расставляющейся как можно шире, вся атакующая тройка находится в движении ближе к центру. Кто-то дергает рывками центрдефов, открываясь им за спины, кто-то спускается к опорным, кто-то дежурит между линиями в ожидании. Коммуникации соперника максимально растягиваются, нивелируя действие прессинга. 

Он оказывается сложных условиях: на чем концентрироваться? Высоком прессинге, контроле центра поля или вообще запереться на все замки и выкинуть ключи? Дело в том, что, как показала осенняя победная серия из 13 матчей, схема Конте 3-4-3 – это своего рода ловушка для  неакцентированного высокого прессинга, когда большая часть команды в три паса отрезается от мяча и оказывается отыгранной. Тогда кто-то из комментаторов на Match of the Day сказал: «Челси играет так, что складывается впечатление, что атака происходит без сопротивления».

И наконец, самое главное – о везении. На мой взгляд, «Челси» везет не больше, чем остальным. Другое дело, что его игра выстроена таким образом, чтобы добиваться позиционных преимуществ не за счет привязывания игроков к определенным зонам и схемам, а за счет модульных перемещений (конструкций).

Как результат, шаблонная тактика «Челси» экономит секунды и доли секунд в молниеносной перепасовке, давая последнему в цепочке более чистый момент. Причем, высокий темп в верхней трети поля фактически все остальное (прострелы, навесы, закидушки) встраивает в те же модули. Приблизительно того же эффекта добивался САФ в Ферги-тайм.

В итоге, если рассматривать этот кейс с точки зрения xG, «Челси» добивается более очевидных xG с соответственно более высокой реализацией – я бы так это назвал. Это не везение, а тщательно продуманный концепт, для которого нашлись соответствующие кадры.

Браво, Конте!

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий