Гид для тех, кто хочет разобраться в баскетболе и следить за финалом НБА

спорт

НБА Голден Стэйт

10 тезисов, которые помогут лучше понять, что происходит.

1. Номинальный форвард Леброн Джеймс водит мяч, номинальный разыгрывающий Стефен Карри бегает без мяча и пуляет, а номинальный центровой Никола Йокич раздает передачи. Как понять, в чем различия между амплуа и кто за что отвечает?

Баскетбольные амплуа давно растворились и являются скорее элементом традиции.

Лучше всего оценивать игрока с точки зрения так называемой «тройной угрозы».

Вообще «тройной угрозой» называется позиция, в которой игрок одновременно угрожает защитнику проходом, передачей и броском. Но в данном случае вы должны просто оценить, насколько тот или иной исполнитель хорош во всех трех компонентах – может ли он проходить своего опекуна на ведении, насколько умело он играет в пас и как хорошо он бросает на той или иной дистанции.

Из этой оценки уже выводятся условные амплуа, которые гораздо лучше описывают современный баскетбол:

– если игрок способен за счет скорости или дриблинга обыгрывать своего оппонента и идти под щит, то его можно описать как «плеймейкера/организатора»;

– узкопрофильные атлетичные игроки, специализирующиеся на защите и дальних бросках, попадают в категорию «3&D»;

– «большие», добывающие очки из усов, описываются как «игроки «поста» и являются в сегодняшней лиге вымирающим видом;

– «большие», вписывавшиеся в эпоху и бросающие из-за дуги, называются «растягивающими четвертыми/пятыми номерами»;

– остальных «больших» можно описать просто как «тело». Благодаря росту и атлетизму они приносят помощь в защите, некоторые из них получают заслуженный статус «рим-протектора» – игрока, защищающего трехсекундную зону и мешающего забить своими неординарными габаритами. Но в нападении они ограничены и способны лишь закидывать мяч из-под кольца.

Звездные игроки обязаны полностью попадать под определение «тройной угрозы» – безотносительно роста и габаритов, большинство из них в той или иной мере способно и бросать, и проходить, и играть в пас. Их можно назвать созидателями, и от их разносторонности отталкивается игра всей команды.

В финальной серии роли всех более или менее четко обрисованы.

«Кливленд» играет за счет двух основных созидателей – Леброна Джеймса и Кайри Ирвинга. Остальные лишь помогают им. 3&D специалисты (Джей Ар Смит, Имэн Шамперт), снайпер Кайл Корвер, растягивающие «большие» Кевин Лав и Ченнинг Фрай  создают для лидеров пространство в атаке и играют от их проходов и последующих скидок, а «тело» Тристан Томпсон является важнейшей частью защиты и стремится собрать столько подборов, сколько в его силах.

«Голден Стэйт» обладает большим числом созидателей и именно поэтому воспринимается как фаворит. «Смертельная пятерка» «Уорриорс» составлена из пяти игроков, которые умеют на площадке все: Стеф Карри, Клэй Томпсон, Кевин Дюрэнт, Андре Игудала и Дрэймонд Грин могут и проходить, и бросать  с дистанции, и любят играть в пас. Не всегда у них получается быть идеальными во всех областях: Карри проседает в защите, Игудала реализовал лишь 3 трехочковых из 27 попыток в этом плей-офф, у Клэя Томпсона и Дрэймонда Грина могут возникнуть сложности с реализацией дальних бросков.

Но это лишь «игра процентов», которая дает «шанс панчера» «Кливленду». На длинной дистанции трех последних сезонов разносторонность игроков «Голден Стэйт» вынесла их принципиально на иной уровень по сравнению с остальной лигой. Все эти игроки неэгоистичны, все очень хорошо чувствуют друг друга, а предложенная Стивом Керром модель нападения предполагает, что в течение 24 секунд они ищут оптимальную ситуацию для броска, а не просто бросок для лидера.

2. Что такое «изоляции», и почему говорят, что «изоляции» будут решающим фактором финала?

«Изоляция» – это розыгрыш, восходящий к классике баскетбола, игре один в один.

Цель атаки в баскетболе сводится к неравноценному размену (это называется «мисмэтч»). Когда хорошо известны уязвимые игроки защиты (например, у «Голден Стэйт» – это Карри, а у «Кливленда» – Кевин Лав, Кайл Корвер и Ченнинг Фрай), то нападение старается вывести своих лучших исполнителей один на один с заведомыми жертвами.

В 80-х-90-х игра один в один была квинтэссенцией баскетбола: тогда были запрещены зонные защиты. В случае если защитник пытался выйти на подстраховку и отойти от своего визави больше, чем на два шага, следовало техническое замечание. Соответственно команды, обладающие суперзвездами, использовали это правило: команда отходила на так называемую  «слабую сторону» (площадка делится вертикально на сторону, где есть мяч и где нет мяча) и оставляла половину площадки звезде для обыгрыша один в один.

С разрешением зонной защиты и более свободным перемещением игроков обороны по зоне изменилась и суть «изоляции». Теперь созидателя оставляют один на один благодаря тому, что вместе с ним на площадке находятся снайперы, располагающиеся на дуге. Защитники боятся отойти от своего опекуна, так как это может привести к мгновенной скидке под трехочковый бросок, а потому возможности для подстраховки или помощи защитнику, оставшемуся один на один, минимальны.

Современный баскетбол к «изоляциям» относится пренебрежительно: считается, что по сравнению со всеми остальными вариациями нападения этот наименее эффективный. «Изоляции» слишком предсказуемы и требуют от игрока с мячом слишком высокого индивидуального мастерства.

Но есть два нюанса.

Во-первых, действующий чемпион – это команда, обожающая «изоляции» и в каком-то смысле переосмыслившая их. «Кливленд» чаще всех в лиге прибегает к этому элементу (в плей-офф у них порядка 12% от всех атак – именно чистые «изоляции»). И Леброн Джеймс, и Кайри Ирвинг – благодаря универсальной готовности и способности находить путь к кольцу при противодействии совершенно любого соперника – приучили к тому, что игра один на один может быть эффективной даже в век статистической аналитики.

Во-вторых, на последних минутах, в решающие моменты игры в условиях максимального психологического давления, усталости и риска невынужденной ошибки «изоляции» представляются менее опасным вариантом атаки, чем сложный розыгрыш мяча. Именно поэтому в такие моменты ситуацию решают лидеры за счет индивидуальных качеств. Что опять же в матчах с «Голден Стэйт» не раз показывал Кайри Ирвинг, принесший «Кэвз» победу в прошлой финальной серии дальним броском. (И Стеф Карри с Кевином Дюрэнтом, обрекшие «Уорриорс» промахами на последних секундах).

3. От чего зависит темп игры, и разве не каждая команда заинтересована в том, чтобы набирать очки в быстрых атаках?

Понятно, что все команды заинтересованы в том, чтобы набирать как можно больше «легких очков» – очков в быстрых прорывах или в быстрых атаках, когда защита еще не успевает вернуться на свою половину и правильно расставиться.

Проблема в том, что некоторые команды особенно заточены на такую игру и гораздо талантливее смотрятся в ней. И поэтому играть с ними «на встречных курсах» изначально гибельная затея.

Идеальным примером подобного расхождения стала пара плей-офф этого года «Хьюстон» – «Сан-Антонио», в которой борьба за результат в основном свелась к борьбе за темп. Когда «Рокетс» удавалось постоянно бежать и разбирать оборону «Сперс» легкими наскоками, «Сан-Антонио» уступал, когда же «Хьюстон» затягивали в медленный позиционный баскетбол с длительными розыгрышами и неспешным переходом с одной половины на другую, то «Сан-Антонио» возвращался. «Рокетс» играли усеченной ротацией и в какой-то момент просто задохнулись от того, что их возили под 24 секунды и при этом нужно было бежать.

В финальной серии не столь однозначное противостояние.

Действительно «Голден Стэй» – лучшая команда лиги по очкам в быстром нападении (21,2 очка в сезоне, 20,2 очка в плей-офф), тогда как «Кливленд» бежит вовсе не так охотно, хотя, конечно, более умело, чем «Сперс».

И поэтому одна из важнейшей задачи «Кэвз» в этой серии – ограничить быстрый баскетбол «Уорриорс» за счет быстрого восстановления позиции и возвращения в защиту. «Кливленд» ужасно смотрелся в этом компоненте по ходу всего сезона, но в плей-офф значительно прибавил и давал соперникам забивать лишь 10,2 очка в среднем.

В прошлом сезоне у «Кэвз» получилось нейтрализовать эту сильную сторону «Голден Стэйт»: в компоненте быстрых атак они смотрелись предпочтительнее (1,01 очка за владение против 0,9 очка за владение). Но в этом сезоне пока могли о подобном лишь мечтать: по итогам двух матчей счет по быстрым атакам 53:16 в пользу «Уорриорс».

При этом совсем уж списывать «Кэвз» не стоит. Они бегут реже и могут в финальной серии экономить силы, но при этом в этом плей-офф их быстрые атаки так же по качеству гораздо эффективнее, чем у соперника.

4. Что такое пик-н-ролл, и как против него защищаться?

Русское слово «двойка» описывает два основных баскетбольных взаимодействия: пик-н-ролл и пик-н-поп, которые составляют чуть ли не половину всех розыгрышей.

Если по классике, то пик-н-ролл – это взаимодействие между игроком с мячом и «большим», при котором «большой игрок» ставит заслон, после чего начинает двигаться к кольцу, где получивший свободу благодаря этому заслону маленький отдает ему передачу.

Пик-н-поп – это то же самое, только в данном случае «большой» не движется к кольцу, а отскакивает на периметр, откуда может совершить дальний бросок.

Формально в «двойках» принимают участие два игрока, но фактически задействована практически вся команда. Важной частью современных пик-н-роллов являются снайперы, которые облегчают процесс взаимодействия партнеров: если их опекун попробует сместиться под щит и страховать «большого», то игрок с мячом отдаст передачу не на «большого», а на свободного снайпера.

Но это классика. В современном баскетболе «двойкой» может быть просто взаимодействие между двумя игроками, которое вынуждает соперника совершать заведомо проигрышный размен. Например, одна из главных комбинаций в «Кливленде» представляет собой пик-н-ролл 1-3 или наоборот 3-1, то есть «двойку» между первым и третьим номерами, Кайри Ирвингом и Леброном Джеймсом. Никто из них не бежит к кольцу, но это все равно называется пик-н-роллом.

 «Голден Стэйт», напротив, используют пик-н-ролл скорее как дополнительный элемент. Когда мяч в начале атаки оказывается у Карри, он просит заслон от любого «большого», но это взаимодействие лишь провоцирует сумятицу в защите, которую «Уорриорс» усугубляют дальнейшими действиями. В прошлом сезоне самой опасной «двойкой» в лиге было взаимодействие между Карри и Дрэймондом Грином. В этом они перестали злоупотреблять этим элементом, но в финале могут показать все лучшие наработки пик-н-ролла 1-4 (Карри – Грин) и пик-н-ролла 1-3 (Карри – Дюрэнт).

Существует множество подтипов, вариаций и индивидуальных дополнений к защите против пик-н-роллов, но, если совсем строго типизировать, то можно выделить шесть основных:

1) Это размен. «Маленький» игрок остается против «большого», «большой» против «маленького». Лучшие команды в современном баскетболе охотно размениваются практически при любых сочетаниях, веря, что их защитник сможет нейтрализовать разницу в габаритах и скорости. Например, почти все разменивают «Уорриорс», у которых и атлетичный состав, и несколько элитных защитников, понимающих, когда нужно прийти на подстраховку.

2) Заступ/хедж. «Большой» игрок активно выскакивает на периметр и делает заступ или то, что называется «показ», мешая проходу игрока с мячом и не давая ему набрать скорость. Затем он возвращается к своему игроку, пока соперник с мячом отходит в центр площадки и ищет другие варианты.

Именно так «Кэвз» защищались против Айзейи Томаса в серии с «Бостоном».

3) Ловушка. Это еще более агрессивный вариант защиты, когда  оба защитника вылетают на игрока с мячом. В лучшем случае все оборачивается потерей, в худшем – тот вынужден расстаться с мячом в пользу партнеров.

Так «Кэвз» действовали против Стефа Карри в 2015-м. Главная цель их действий состояла в том, чтобы изъять мяч из его рук: его партнеры оставались вчетвером против троих, но это казалось меньшей бедой, чем креативность разыгрывающего.

4) «Под заслоном». Такая защита возможна в тех ситуациях, когда игрок с мячом плохо бросает – защитник проходит под заслоном и восстанавливает позицию, зная, что никакой угрозы не будет. Так раньше действовали против Леброна Джеймса, дальний бросок которого оставлял желать лучшего. Но в этом плей-офф у Джеймса 42% попадания из-за дуги, так что это вряд ли.

5) Blue/Ice/Down. Все эти термины подразумевают такую защиту против игрока с мячом, которая мешает ему войти во взаимодействие с «большим» и осуществить пик-н-ролл. Обычно игрока с мячом заставляют смещать в сторону.

6) Zone up. Отход «большого», не готового бегать на периметре, обратно глубоко в трехсекундную зону. Подходит для огромных неповоротливых центровых, которых в финальной серии нет. Раньше Богут мог себе позволить запираться в «краске», не боясь какой-нибудь подлости от ограниченного Тристана Томпсона.  

5. Почему трехсекундную зону называют «краской»?

Потому что она выделена цветом.

6. Зачем меняться при «двойках», если цель «Кэвз» как раз и состоит в том, чтобы получить неравноценный размен?

Сразу по двум причинам:

Во-первых, размен – это самый простой и на данный момент самый эффективный способ помешать атакующему взаимодействию. Это сбивает нападение другой команды с ритма и заставляет сбиваться на непритязательный, ущербный баскетбол один на один и одновременно заставляет атаку быть предсказуемой – возникает непреодолимое желание атаковать именно неравноценный размен и зачастую неправильно оценивать его неравноценность. Такая предсказуемость помогает современной защите принять дополнительные меры, обеспечить подстраховку и помощь защищающемуся игроку.

Во-вторых, игра один в один остается крайне неэффективной.

Например, «Уорриорс» при своем таланте и качестве исполнителей наоборот зачастую чураются подобных «обманных неравноценных разменов». В последние минуты седьмого матча прошлогоднего финала «Голден Стэйт» попал именно в такую психологическую ловушку и свалился к игре один в один, которая их в итоге и погубила.

Сейчас же «Голден Стэйт» продолжает гонять взаимодействия, даже получив преимущество. Нападение «Уорриорс» ищет не просто размен, оно ищет ошибку соперника при оборонительных действиях. И эту ошибку дает постоянное движение мяча, постоянное движение игроков без мяча, все больше заслонов и непредсказуемость развития событий.

«Голден Стэйт» – вторая команда лиги с конца в этом году в том, что касается «изоляций» и «пост-апов» (заигрывания «большого» в усах).

Одновременно «Кливленд» – команда, которая очень не любит, когда кто-то проверяет их способность взаимодействовать в защите и размениваться синхронно. В серии с «Бостоном» у них постоянно возникали несогласованности, за которые «Селтикс» их не смогли наказать.

7. У «Кливленда» все просто и понятно: пик-н-роллы, «изоляции», Леброн, Ирвинг и трехочковые. Как понять то, что пытаются сделать «Уорриорс»?

Усложненное нападение «Уорриорс» появилось с приходом в команду Стива Керра. Ученик Грегга Поповича и Фила Джексона объединил элементы разных нападений, постепенно совершенствовал и пришел к созданию модели, по сути и форме напоминающей «треугольное нападение». Главные принципы легендарной системы Фила Джексона состояли в том, что за счет движения мяча и игроков создаются условия, которые позволяют его команде читать меры защитников и менять свои намерения в зависимости от этого.

Нападение «Уорриорс» включает множество элементов, которые призваны просто сбить защитников с толку: они используют пик-н-роллы, они используют простые комбинации из motion offense, выходы защитников из-под заслонов под бросок, очень много грузят мячи в усы – но на деле все оказывается на два-три уровня сложнее. В атаке «Голден Стэйт» все перемешивается: «большие» отдают передачи, маленькие ставят заслоны, суперзвезды обслуживают ролевых игроков, ролевые игроки оказываются на острие всего этого разверзшегося ада заслонов, ложных заслонов, показов, обманов, обманных комбинаций, неожиданных дополнений к изначальной комбинации.  

Дело не только в том, что у «Голден Стэйт» четыре суперзвезды, а в том, что эти звезды обладают сильно развитыми разносторонними навыками,  высочайшим игровым интеллектом и вообще не думают о личных амбициях. Здесь никто не узурпирует мяч, никто не тащит одеяло на себя и не думает о личных проблемах или личной статистике. Они побеждают не столько за счет умений, сколько за счет того, что им удается полностью смутить защитников, закружить им головы и заставить гадать, что будет дальше.

Все главное у «Голден Стэйт» происходит вне мяча – на слабой стороне, где из треугольников взаимодействий и взаимных заслонов обязательно рождается какой-нибудь рывок внутрь, открывание под дальний бросок или просто живое воскрешение «Чикаго» 90-х» – выход Кевина Дюрэнта на среднюю дистанцию в качестве реинкарнации Майкла Джордана.

Во что играет «Голден Стэйт»

8. Что такое «зонная защита» и нарушение правила трех секунд в защите?

В 2001-м НБА пошла на радикальный шаг и отказалась от запрета на зону. Это объяснялось тем, что баскетбол один в один не казался особенно привлекательным, тогда как большее использование зонной защиты и смешанной защиты заставляло команды больше двигать мяч, задействовать всех игроков (и тем самым делать баскетбол более эстетичным).

Лига убрала запрет на зонную защиту и оставила лишь единственную поправку, сохраняющую понятие «нелегальная защита»: по современным правилам игрок обороняющейся команды не может оставаться в трехсекундной больше трех секунд. Каждые 2,9 секунды он должен выходить из «краски», в противном случае соперник получает право на технический фол и штрафной. Это сделано для того, чтобы центровые («рим-протекторы») двигались, а не оставались под кольцом все время.

Из практически разрешенного в полностью разрешенное состояние зонную защиту перевел Том Тибодо. Будучи помощником тренера и руководителем защиты «Бостона» в сезоне-2007/08, он придумал новую оборонительную тактику, уничтожившую любые исключения. «Большой» (сначала Кевин Гарнетт, а затем в «Чикаго» Жоаким Ноа) каждые 2,9 секунды делал шаг из «краски», затем входил туда вновь, – и таким образом на сильной стороне, на стороне мяча, у «Бостона» оказывался дополнительный страхующий игрок. На слабой стороне против трех игроков оставались два защитника, но смысл такой обороны состоит в том, что защищающиеся игроки должны успевать перестраиваться быстрее, чем двигается мяч.

Эта стратегия доказывала свою эффективность против главных звезд лиги. «Бостон» всегда останавливал Леброна Джеймса до его переезда в «Майами». Затем «зона» «Далласа» остановила Леброна Джеймса в финале 2011 года. То же самое с определенными нюансами против Джеймса делали в своих финалах и «Сан-Антонио», и «Голден Стэйт».

«Уорриорс» используют несколько классических правил при защите от Джеймса:

1) Желательнее видеть против Джеймса идеального защитника: Кевина Дюрэнта или Андре Игудалу – людей, которых он не сможет продавить за счет массы.

Остальные могут сдержать Леброна на какое-то время и попихаться с ним, но когда против Джеймса оказывается кто-то вроде Карри, остальные сконцентрированы на том, чтобы помешать лидеру «Кливленда» реализовать этот размен. Если же не получается, то его останавливают «не пробивным фолом».

2) Против Джеймса – помимо основного опекуна – практически всегда помогают еще два дополнительных. С одной стороны, это кто-нибудь с периметра, кто делает шаг назад и мешает Леброну набрать скорость, заставляет его взять мяч в две руки. С другой, страхующий – чаще всего Дрэймонд Грин, который успевает встретить Джеймса, даже если тому удается затолкать опекуна.

Нужно понимать, что в этом году «Уорриорс» может быть еще сложнее, чем в прошлом. Раньше у них был «рим-протектор», центровой, страхующий в «краске», в виде Эндрю Богута. Теперь их лучший страхующий – это Дрэймонд Грин, номинальный легкий форвард с ростом 201 см.

Это очень хорошо характеризует все те изменения, через которые проходит лига сейчас. Классические «большие», огромные, обладающие минимальной подвижностью, вымерли как класс. Теперь нужна защита не только под щитом, нужна защита на каждом метре зоны, подвижная, агрессивная, садящаяся в ноги и действующая на игроке атаки не просто габаритами, а скоростью, силой и способностью предугадать его действия.

9. Что происходит в тайм-аутах?

Разное.

Тематика тайм-аутов складывается из трех компонентов.

Во-первых, мотивационная.

Жесткие выражения, «я твою маму …», «give me some nasty» – вот это все.

Это может показаться глупо, но да, взрослые миллионеры, играющие в игры, воспринимают эмоциональный порыв тренера. Если кого-то нужно взбодрить, наорать на Газоля, поговорить по душам с Кайри Ирвингом или Кевином Дюрэнтом, то паузы для этого идеально подходят. Именно эту часть показывают в ходе трансляции, как бы глуповато она ни выглядела со стороны.

Во-вторых, тактическая.

Баскетбол – это игра, построенная на постоянных перестроениях и приспособлении к сопернику.

Изменения могут касаться чего угодно: модификации тактики защиты при пик-н-роллах, перестроении нападения в сторону определенного игрока, включении «дабл-тимов», двойной опеки против игрока, у которого идет… И так далее.

В-третьих, импровизационная.

Тренеры тут же в тайм-ауте готовят комбинацию, которая идеально подходит к настоящему случаю и становится совершенным сюрпризом для соперника.   

Вот так, например, мастер в данной области Брэд Стивенс выиграл единственный матч против «Кливленда» за счет неожиданных экспромтов в тайм-аутах.

10. Смотрю баскетбол: те, кто попадает, выигрывают, те, кто мажет, проигрывают. Из чего вообще складывается результат?

Грубо говоря, итоговый результат зависит от количества и качества владений.

Во-первых, важно количество – ключевой аспект этой финальной серии, если «Кэвз» хотят ее выиграть.

Количество определяется благодаря борьбе за отскоки, за спорные мячи и благодаря числу потерь.

Подборы и потери – это те аспекты игры, где у «Кливленда» может быть преимущество.

Нападение у «Уорриорс» более сложное и требует большего уровня взаимопонимания, концентрации и прочтения ситуаций. Оно эффектно смотрится, но в качестве негативной стороны включает большое количество ошибок. Например, одна из главных комбинаций «Голден Стэйт» – это пас из усов на врывающегося в «краску» игрока. Это очень действенно, но подразумевает значительный брак.

Под щитом у «Голден Стэйт» есть Дюрэнт, Грин и Пачулия, но иногда этого недостаточно. «Голден Стэйт» очень агрессивно защищается по всей зоне, и часто под кольцом оказывается уязвимый участок. Атлетичный, не боящийся боли и хорошо читающий отскоки Тристан Томпсон – один из самых опасных людей на чужом щите. Благодаря его усилиям «Кливленд» выиграл рождественский матч и рассчитывает увидеть то же преимущество и в финале. В обоих финалах «Уорриорс» очень сильно пострадали от прыжков Томпсона и так и не придумали, как его отогнать.  

Остальное – уже качество.

Пик-н-ролл надежнее «изоляции», открытый бросок лучше броска с сопротивлением, мячи из-под кольца и трехочковые ценнее и эффективнее, чем длинные двухочковые. Здесь все зависит от качества исполнения, от фамилия исполнителя и от того, что позволяет делать защита.

11. Где все это смотреть?

Все матчи финальной серии можно увидеть в прямом эфире на каналах Viasat.

Если у вас нет Viasat, то можно обратиться к лучшему изобретению баскетбольной половины человечества –  League Pass. Месячная подписка в июне обойдется в 2 тысячи рублей.

(Другие способы, видимо, озвучат в комментариях).

«Кливленд» vs «Голден Стэйт». Кто круче?

Леброн Джеймс крут как никогда

Фото: Gettyimages.ru/Jason Miller

Опрос

Кто победит в финале НБА? 16144 голосa 57

  • Кливленд 48%

  • Голден Стэйт 52%

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий