премьер-лига Англия
Широкое распространение получила система ожидаемых голов, о которой тут все уже знают, но Нильс Макай пошел дальше: он изучил, откуда забивались голы за сезоны 2012-2016 в АПЛ, и из их веса xG выяснил, с какой вероятностью удар данного типа, нанесенный с конкретной точки поля, станет голевым.
Очевидно, что ближе к воротам наносить удары выгоднее. Это подтверждает и сделанная карта: чем больше точек в области на поле, тем выгоднее бить оттуда – выше шанс забить. Забавно, что Асмир Бегович в 2013 забил «Саутгемптону» уже на 13-ой секунде матча от своих ворот (заметить ее несложно).
Если отразить карту забитых голов не точками, а сделать ее «тепловой», становится ясно, что в идеале надо стремиться к более светлым зонам и не переусердствовать с ударами из темных (привет, Эриксен и Коутиньо). Приближение не идеальное, но поможет разобраться с тем, о чем идет речь.
Следующая карта отражает все точки на поле, с которых за те же четыре сезона владение завершилось голом. Это значит, что гол был забит после угловых, подач штрафных, быстрых атак или комбинаций из любого количества передач. Иначе говоря, здесь отмечены все точки, с которых начиналось владение, приведшее к голу (то есть все действия между овладением и забитым мячом совершены одной командой).
Как можно заметить, это дает куда больше точек почти на любом участке поля. Опять стоит визуализировать данную карту для наших целей. Здесь мы подходим к финальной точке: вот простая карта, которую стоит запомнить абсолютно всем игрокам (кхм-кхм, Головин).
Синий цвет – из данной точки вероятность забить гол выше, если нанести удар, а не продолжит владение; красный – наоборот. Здесь стоит добавить ремарку: никогда нельзя подводить все под единую черту – иногда из красных зон выгоднее бить, а из синих – продолжать владение, все это зависит от множества факторов. Однако карта, как и вся статистика, показывает, а не указывает. В этом и есть смысл ретроанализа, основывающегося на действиях, происходивших ранее.
Итак, передачи в синюю зону являются, по факту, в большинстве своем передачами под удар, то есть вероятными ассистами. Пасы в красную зону ценятся меньше. Разумеется, команде стоит доставлять мяч в зону, являющуюся если не синей, то хотя бы «менее красной». Передачи под удар или просто продвигающие атаку – те, которые получат большее значение, а передачи назад, в менее выгодную позицию, в разных интерпретациях могут получить нулевое или отрицательное значение. Также полезными для команд будут передачи в области рядом с синей зоной.
Так зачем вводить и использовать это нововведение, если оно мало что добавляет в классическую xG-модель? Очень просто: оно привносит футбольный смысл в аналитику. Когда игрок совершает пас, его партнер порой не в состоянии пробить. Однако не всегда удар из, казалось бы, выгодной позиции будет действительно полезным, и лучше будет отдать передачу в «более синюю» зону. Модель, основанная только на ударах, не учитывает подобные действия, хотя именно они порой являются ключевыми в эпизодах.
Из каких зон лучше всего пасовать?
Выше представлена таблица десяти самых полезных игроков по xG added (так названа модель) в перерасчете на 90 минут. Как видно, тут представлены преимущественно атакующие полузащитники. Почему? Разве нет защитников, отлично продвигающих мяч вперёд? Конечно, есть, просто модель очень зависит от карты, данной в прошлой части, и поэтому защитнику сложно попасть в этот список. Для этого необходимо постоянно делать передачи в опасные зоны, а для этого у центрдефа (или фулбэка) должны быть идеально точные лонгболлы с прекрасным приемом мяча впереди, что заведомо является утопией. Ниже – зоны опасности передач и вопрос перед защитником: как стабильно отдавать точные пасы через все поле в опасную зону? Никак, конечно.
Обращаясь к картинке – чем белее зона, тем опаснее передача туда, потому защитник и не способен делать стабильный вклад в xG added, в отличие от игроков атакующего плана, постоянно окружающих эти зоны.
Итак, составим график, показывающий опасность передач из данной зоны (чем синее точка на поле, тем опаснее передача оттуда, то есть тем больше значение xG added; чем краснее – тем ниже показатель).
Как и следовало ожидать, чем ближе к воротам, тем опаснее передачи. Однако мы получаем интересный вывод: из пространства прямо перед воротами едва ли есть смысл пасовать (чаще выгоднее бить, это уже обсуждалось в предыдущий раз), так как очень сложно будет улучшить позицию и момент для удара. Несмотря на это, области вокруг этого пробела синее некуда, так что эти зоны однозначно стоит использовать тренерам.
Самыми синими получаются полуфланги у ворот соперника: обострения оттуда случаются гораздо чаще и оказываются опаснее. Оно и понятно: прострелы, навесы, катбэки, пасы во второй темп атаки из полуфлангов составляют внушительную долю ассистов и просто ключевых передач.
Полуфланги дают игрокам больше опций для развития атаки, больше маневренности, а также являются привлекательными зонами, поскольку менее перегружены. Здесь – больше о полуфлангах как явлении в мире тактики.
Итак, оказалось, что именно полуфланги, а вовсе не фланги, пространство перед штрафной (зона 14) или в ней (danger zone), являются самыми перспективными и продуктивными зонами в плане, скажем так, «дельты опасности» нахождения мяча в них.
Также есть небольшое исследование Сэма Грегори на эту тему, который назвал свой новый показатель, рассчитывающий опасность пасов, PEP (Pass ExpG Projections). Система работает так: Сэм рассматривает все передачи в Danger Zone, затем рассчитывает вероятность нанесения удара в следующие пять секунд после приема мяча в зависимости от локации, откуда следовал пас. Так вот РЕР = xG удара * Р(удара в ближайшие пять секунд относительно точки на поле, откуда отдали передачу).
Грегори применил получившуюся модель к сезону АПЛ-2014/15 и присвоил каждой точке на поле, откуда отдавалась передача в DZ, свой цвет (тут чем краснее, тем лучше). Результат нельзя назвать неожиданным – если рассматривать передачи именно в Danger Zone, логично, что самое опасные передачи следуют из зоны прямо перед штрафной, и чем дальше от штрафной, тем меньше РЕР. Однако и тут полуфланги показывают свою пользу: что левый, что правый полуфланги очень насыщены розовыми точками – это, пожалуй, самое «популярное» пространство для опасной передачи.
И все же средний РЕР передачи равен всего 0,005, что кажется довольно маленьким числом, однако надо учитывать, что рассматривалось целых 4222 передачи в DZ, а голов было забито всего 975 (причем большинство не подпадало под параметр про пять секунд после паса в Danger Zone).
В целом система, основанная на владении, используется мало, но потенциал у подобных моделей есть, поскольку слишком много внимания уделяется уже и так качественным shots-based системам, а вот дальше, чем xA, в исследовании опасных передач заходит мало кто.
Ищите больше в Блокноте ВК.
Источник: