Дмитрий Аленичев Валерий Карпин Спартак Массимо Каррера Премьер-лига Россия Леонид Федун Владимир Федотов Александр Старков
«Главное — произошло то, что мы ждали. Мы рассчитывали, что футболисты встряхнутся, поймут: надо бороться. Они вышли на игру зажатыми, но во втором тайме прибавили. Новый тренер смог их раскрепостить, и они пытались играть, хотя не в форме абсолютно все. Может быть, за исключением некоторых защитников».
Эти слова Леонид Федун произнес после матча Спартак — Сатурн 22 июня 2007 года. Команда тяжело стартовала и довольно долго не могла разогнаться. Хотя на то были объективные причины: слишком ранний старт сезона — игроки Спартака уже в феврале играли в Кубке УЕФА против Сельты, потом был сложный кубковый выезд в Новосибирск, основного вратаря Стипе Плетикосу взяли чуть ли не в самый последний момент, слишком долго обхаживали Амелию, но не смогли договориться, в целом трансферная кампания который раз вызвала вопросы, плюс привычная эпидемия травм и сильное желание спортивного директора клуба сесть в тренерское кресло.
Уже после увольнения Федотова игроки команды признавались, что на сборах не сильно активно подтягивали физику, отчего команда банально не могла нормально доигрывать матчи. При Черчесове физика немного подтянулась и результаты резко пошли вверх. Хотя закончить сезон на первом месте так и не получилось.
Но в словах Федуна скрывается его личный сакральный смысл, который он вкладывает в каждый сезон — даже в плохой физической форме можно за счет встряски выигрывать матчи и добывать очки. Иначе говоря, объективно команда не может бороться за титул, но положительные эмоции способны придать игрокам нужный заряд для совершения того самого прыжка веры.
Вот и пытался Федун все эти годы дать нужный пинок команде по ходу сезона, когда казалось, что титул рядом, но по объективным причинам уплывает.
Под объективными причинами имею ввиду — выстроенную клубную вертикаль власти, внятную трансферную политику, компетентный тренерский штаб. И только в последний сезон, Федуну, наконец, удалось собрать все три причины воедино. Но эволюция заняла долгие годы.
Если помните, первым тренером, которого Леонид Федун привел в Спартак, был Невио Скала — возможно, это даже символично, что титул принес тоже итальянец.
Но Юрий Первак убедил босса заменить Скалу на Александра Старкова. Причины простые — более скромные запросы нового тренера и знание русского языка. По ходу сезона 2004 пришли сильные новички, которые в следующем сезоне помогли команде совершить колоссальный рывок на второе лигочемпионское место в итоговой таблице, но как видите, по ходу сезона дела у Старкова складывались непросто в промежуток между 12-м и 18-м турами.
Если к 12-му туру команда подошла с нормальными показателями, то потом последовала затяжная 6-матчевая безвыигрышная серия. Егор Титов после длительного простоя долго набирал форму, Дмитрий Аленичев уже в первом туре получил серьезную травму, Старков не скрывал своей симпатии к Сергею Ковальчуку, но сделать молдавского полузащитника ведущим игроком Спартака он не мог по понятным причинам.
В итоге команда выезжала за счет выстроенной обороны и редких удачных действий в атаке. Ближе к концу сезона Титов разыгрался на новой позиции оттянутого форварда, передав дирижерскую палочку другим исполнителям, покупка Владимира Быстрова позволила закрыть проблему скорости на правом фланге и сдвинуть в центр Сергея Ковальчука, приход Моцарта добавил команде мощи и жесткости в центре поля, Неманья Видич с Радославом Ковачем образовали монолит в обороне, но самое главное — Максим Калиниченко ударно провел концовку чемпионата, по сути он и был дирижером команды.
Удивительно, что Старкова не сняли в этот самый период между 12-м и 18-м турами, ведь игры не было, пресса поливала тренера Спартака грязью, ветераны тоже не могли молчать, единственный кто стоял за Старкова горой был гендиректор Первак. Возможно, защита Первака и не позволила Федуну рубануть с плеча и провести свою знаменитую встряску.
Однако уже в следующем сезоне встряска случилась:
Самым тяжелым ударом для команды стал уход Неманьи Видича, Сербский Бетон пытались заменить австрийским, но Мартин Штранцль банально не успел сыграться с партнерами — как обычно спартаковские менеджеры тянули до последнего. Как и в прошлом году команда испытывала проблемы с креативом в атаке, Нихата Кахведжи не смогли уговорить сыграть на лужниковском паркете, Аленичев в итоге разругался с тренером, Старкова уволили, и при Федотове команда понеслась в атаку.
Федун терпел ровно 6 туров. Когда стало явно, что тренер упустил контроль за ситуацией, последовала немедленная ампутация. В клубе не было Первака, пришел новый гендиректор Шавло, который не скрывал, что мечтает привести на тренерский мостик своего закадычного друга Станислава Черчесова. Но результаты Федотова превзошли все ожидания.
Команда наплевала на оборону и заиграла в атаке не просто весело, а бесшабашно, в итоге став лидером чемпионата по забитым мячам. Но в концовке сезона недостаток дисциплины именно в обороне стоил команде многих потерянных очков, чем в итоге и воспользовались московские армейцы.
Три года подряд Спартак финишировал вторым с тремя разными тренерами. Откуда и берет начало та самая фраза Федуна про 10 тренерских процентов. В целом была собрана очень приличная команда, которой не хватало хотя бы одной супер звезды в атаке типа нынешнего Куинси Промеса.
К сожалению, из Кавенаги не вышел бомбардир, но и партнеры звездного аргентинца сильно постарались, обидевшись на его слишком дорогой контракт.
Федотов держался до 13-го тура, но после неудачного матча с Москвой был уволен и ушел в … Москву работать спортивным директором. Надо сказать, что тренер Москвы Леонид Слуцкий насолил не только Федотову, но и его предшественнику Александру Старкову, потому что именно после матча с его Москвой Старков был уволен.
Команда получила нужную встряску и этого эмоционального пинка хватило, чтобы лететь за титулом вплоть до Раменского, где довольно неожиданно игроки Спартака не совладали с инопланетной угрозой и отдали титул Зениту.
В этом вся проблема подобных встрясок — их хватает только на короткий промежуток. Если в команде нет нужного стержня, нет выстроенной игры, внятной стратегии, достаточно вариативного состава, то никакие встряски не дадут нужного результата. Что и доказал следующий сезон.
Три года Спартак довольствовался скромными точечными покупками не самого высокого качества, хотя конкуренты из стана ЦСКА или Зенита затаривались основательно. Исключение — только покупка Веллитона, которого взяли из-за проигранного аукциона за более раскрученный лот, который перешел в московский Локомотив. История показала, что более дешевый Веллитон принес в разы больше пользы, чем невероятно дорогой Одемвингие.
Вот и в сезоне 2008 спартаковские скауты привезли в Тарасовку левого защитника Малика Фати из берлинской Герты — так называемое усиление под Лигу чемпионов — и молодого центрального защитника Филипенко. Пытались уговорить Жерома Ротена, но в итоге взяли Майдану. Короче, Спартак затаривался по принципу — а сколько шапок можно сшить из куска овчины размером с носовой платок? А можно три? А если постараться, можно и больше?
Выделялось условно 10 млн валюты, и скауты брали усиление в каждую линию. Хотя напрашивалась иная стратегия — брать реально сильного исполнителя типа Алекса, Веллитона, Видича, Куинси, Фернандо…
Тренерский штаб в это серебряное трехлетие был вполне адекватен, кадровый состав — вполне боеспособен, однако не хватало по-настоящему звездного игрока с задатками лидера, вертикаль власти в клубе отсутствовала, потому надеяться можно было на эмоциональную встряску, которая давала возможность клубному руководству прикрывать собственную некомпетентность.
Команда после встряски какое-то время летела вперед, пока не исякал эмоциональный угар, и тогда вдруг становилось понятно, что чертовски не хватает свежей идеи в атаке или дополнительной опции в защите.
В сезоне 2007 то не хватало свежего игрока в атаке вроде Торбинского в матче с Сатурном, когда катали унылые ноль-ноль, то не хватало нормального защитника вроде второго Штранцля в матче с ЦСКА, когда нужно было банально вынести мяч из штрафной.
В сезоне 2008 Черчесова заменил Лаудруп, а Лаудрупа в следующем сезоне заменил Валерий Карпин.
Команда Первака завершила свой жизненный цикл, Карпин с Поповым начали строительство собственного проекта. И жаловаться на недостаток финансов как-то совсем смешно. О таком игроке, как Алекс, Федотов или Черчесов могли только мечтать. За один сезон центр поля кардинально поменяли, купив Рафу Кариоку и Ибсона.
Уже в сезоне 2010 Мартин Штранцль и Мартин Иранек провели свои последние игры за Спартак, уступив дорогу более молодым коллегам. Однако не сказать, что возросшие затраты себя оправдали.
Сезон 2009 в России окрасился в рубиновые цвета — коллектив Курбана Бердыева был слишком хорош. У Спартака был призрачный шанс догнать казанцев, но тренер-псевдомотиватор умудрился проиграть в трех последних турах. Причем самым обидным вышло поражение от ЦСКА, который за сезон поменял трех тренеров. Туром ранее Леонид Слуцкий без шансов уступил Бердыеву, чтобы в предпоследнем туре насолить своей любимой команде.
В заключительном туре Спартак играл с Зенитом на выезде и показательно, что лучший россиянин Спартака того сезона Владимир Быстров играл уже за свой родной клуб. У Спартаке на правом фланге играл Евгений Макеев. Больше тайма Спартак имел на одного игрока больше после удаления Саболча Хусти. Но в итоге проиграл 1:2.
Эмоциональная встряска позволила команде занять второе место. Но кто-то до сих пор кусает локти, якобы титул был близок.
Это был самый шикарный шанс для Валерия Карпина взять долгожданный заветный титул. Состав Спартака был самым мощным в эпоху Федуна. Команда Карпина, которую стали собирать с момента его прихода обновилась почти полностью. Причем с огромными финансовыми потерями. Но ради титула Федун готов был потерпеть. Тем более после 19-го тура команда была в группе лидеров с отличными перспективами.
В 20-м туре после паузы Спартак ехал в гости к Тереку — 14-е место, а потом дома принимал Анжи — 16-е место. Перспективы выйти на первое место за два тура были лучше не придумаешь.
В Грозном Спартак сенсационно проигрывает. ЦСКА получает четыре пробоины от Динамо Станислава Черчесова, но никто не догадывается, что в следующих 10 турах армейцы наберут 30 очков и всем на удивление обскачут на финишной прямой всех фаворитов, которыми окажутся Локомотив и Зенит. Честно говоря, особенно обидно должно быть болельщикам Локомотива, потому что их любимая команда упустила титул в сезоне 2005, растеряв на финише громадное преимущество, и в сезоне 2013-14 они последний раз серьезно вложились в состав ради победы в чемпионате.
В следующем туре Карпин не сможет настроить команду хотя бы на удержание победного счета в матче против Анжи, и Федун сорвался. Правда никакой встряски не последовало, команда была просто истощена морально и физически — ей было не до титула.
Два сезона подряд Федун как будто забыл про свое любимое занятие. Мурат Якин и Дмитрий Аленичев образцово дорабатывали сезоны. Но после вылета от киприотов Федун сорвался снова.
На момент отставки Аленичева в Спартаке установилась четкая вертикаль власти Федун-Гераскин-Родионов-тренерский штаб. Совет директоров пришел к единству. Прошли дурные времена, когда в состав брали игроков из нескольких источников.
И без того сильный состав укрепили феноменальным опорником Фернандо и ярчайшей вспышкой этого сезона Романом Зобниным. Мощный первый круг убедил Федуна, что Каррере можно довериться и потому босс пошел на беспрецедентные меры — большой закуп посреди сезона. Причем взяли относительно возрастных и высокооплачиваемых Луиса Адриано и Александра Самедова.
Кто-то говорил, что нет смысла брать игроков, потому что состав у Спартака и без того приличный.
Однако был очень непростой отрезок, когда всем стало понятно, что при всей кажущейся вариативности состав команды переоценён.
В 8-м туре Спартак потерпел первое поражение в чемпионате от Уфы. До этого был сложный перелет в Хабаровск и соответственно вылет из Кубка. В 9-м туре Спартак проиграл в Питере и позволил Зениту догнать себя в турнирной таблице.
В Питере всем стало понятно, что у Спартака банально не хватает крайних защитников. Номинальный центральный защитник Маурицио играл справа, а правый защитник Ещенко играл слева. В итоге во время зимней паузы взяли в аренду молодого Тигиева, способного играть справа, и Джикию, способного сыграть и на фланге, и в центре.
Причем Джикия выстрелил в самый нужный момент, когда Илья Кутепов немного потерялся. Причем на скамейке обосновался и казалось бы абсолютный лидер обороны Сальваторе Боккетти. Это как Старков вдруг отказался бы от Видича, или Карпин — от Парехи. Что и называется — компетентность тренерского штаба. Сердар Ташчи, которого все давно продали то ли в Турцию, то ли в Грецию, даже ошибаясь, убедил всех, что они сами жестоко ошибались.
Не уверен, что оставь Федун на тренерском мостике всеобщих любимцев, случился бы всеобщий психоз в последних турах, когда спартаковская торсида на радостях стала тестировать на прочность все российские стадионы. И большой вопрос — захотел бы Федун потратиться на Аленичева по ходу сезона, чего он не делал с сезона 2010.
Начальник Спартака по-прежнему эмоционален и эпатажен, он заряжен на эффектный поступок, он создает движуху перед камерами и журналистами — но кое в чем он безусловно эволюционировал. Без должной компетентности тренерского штаба, без выстроенной вертикали власти, без глубины состава его эмоциональные встряски только очередная придурь барина-помещика-олигарха.
Если обычному человеку в одну и ту же реку нельзя войти даже дважды, Леонид Федун входит в неё и трижды, и четырежды, пока река не взмолится о пощаде. Этот сезон стал самым счастливым для всех болельщиков моей любимой команды за долгие годы, за эти годы эволюционировали и игроки, и болельщики, и тренеры, и даже руководители. Клубный босс поумнел, сделал выводы, проделал колоссальную работу и сорвал долгожданный джек-пот. Если уж в красно-белом сообществе кто-то и заслужил золотой приз, так это точно он.
Источник: