Что происходит в теннисных раздевалках

Горан Иванишевич Иван Любичич Микаэль Ллодра Мария Шарапова WTA ATP Ролан Гаррос Рафаэль Надаль Пэм Шрайвер Уимблдон

Рассказ CNN о закулисных играх теннисистов.

Мария Шарапова однажды назвала женскую раздевалку своим «самым нелюбимым местом на свете».

Шараповой, понятно, не будет на «Ролан Гаррос» после того, как организаторы отказали ей в wild card, но ее резкое описание наводит на мысли о напряжении, которое существует в этом околоспортивном пространстве, о котором говорят не так уж часто.

А ведь то, что происходит в раздевалках – куда пускают только игроков и их тренеров и где звезды тоже борются за влияние, – важно почти так же, как и то, что происходит на корте.

«Есть такое понятие, как «статус в раздевалке», – рассказал CNN Sport бывший игрок сборной Великобритании в Кубке Дэвиса Арвинд Палмар.

Игроки, проводящие успешные отрезки, «в раздевалке могут развить ауру своего превосходства», сказал Палмар, который завершил десятилетнюю карьеру в 2006-м и теперь работает тренером и комментатором.

Взять, например, Рафаэля Надаля, главного фаворита стартовавшего «Ролан Гаррос», который по ходу европейского грунтового сезона выиграл 17 матчей из 18. Он вернул себе ауру.

«Сейчас у него очень мощное присутствие в раздевалке, и если вам с ним играть, то велика вероятность, что, выйдя на корт, вы уже будете ощущать себя так, будто два сета проиграли, – говорит Палмар. – Играть с соперником, который в такой форме, в какой сейчас Надаль, – уже большой стресс. Так что это дает ему огромное психологическое преимущество».

Ритуалы

Крэйг О’Шоннесси был тренером на «Ролан Гаррос»-2013, когда его в раздевалке чуть не сбил с ног игрок, на всей скорости бежавший спринт.

«Если бы я зашел на полсекунды раньше, мы бы очень неприятно столкнулись, так что я очень разозлился, – рассказывает О’Шоннесси, который сейчас работает стратегическим экспертом «Уимблдона», Australian Open и мужского тура. – Я обернулся посмотреть, кто это тут носится. Это был Рафаэль Надаль».

Предматчевая подготовка 31-летнего (sic) испанца состоит из разнообразных ритуалов, в том числе бодрящего холодного душа, после которого он надевает наушники, пока его врач заматывает бандажами его ноги.

Затем Надаль самостоятельно обматывает шесть своих ракеток, мочит волосы, прежде чем надеть бандану, а потом в тесном пространстве раздевалки делает серию коротких взрывных упражнений.

«Это выглядит очень устрашающе, – говорит О’Шоннесси. – Если тебе с ним играть, то одно наблюдения за тем, как он готовится к выходу на корт, может быть достаточно, чтобы проиграть матч».

Как тренер О’Шоннесси советует игрокам «уйти куда-нибудь подальше. В другую раздевалку. Нельзя позволять таким вещам воздействовать на тебя. Не стоит на них вообще смотреть».

Дружеские отношения

Из всех индивидуальных спортсменов – не считая боксеров – теннисисты, наверное, ближе всех к гладиаторам. Но только им приходится делить раздевалки со своими прямыми конкурентами, даже в день финалов.

Учитывая то, насколько высоки бывают ставки, можно предположить, что в раздевалке царит напряжение и тревога, при которых друзей обычно не заводят.

«Мне очень трудно представить, как я дружу с кем-то, а на следующий день мне нужно выходить на корт, чтобы обыграть их, – рассказала Шарапова Ларри Кингу в 2013 году. – Мне не кажется это естественным».

Нежелание Шараповой заводить друзей в раздевалке может даже объяснить некоторые критические замечания, которыми они встретили ее возвращение после допинговой дисквалификации в прошлом месяце.

Экс-третья ракетка мира Пэм Шрайвер рассказывает, что сама была «одной из самых общительных теннисисток» и дружила со многими коллегами, но в то же время замечает, что и большие чемпионки прошлого нередко держались ото всех на расстоянии.

«Могу сказать, что поведение Штеффи Граф в раздевалке довольно-таки напоминает то, как изображают Марию Шарапову, – рассказала Шрайвер, выигравшая 20 «Больших шлемов» в паре с Мартиной Навратиловой. – Она тоже держалась особняком, показывая как бы, что вся в себе и своей подготовке и не нуждается ни в ком, кроме своей команды. Даже Крис Эверт долгое время уходила в себя с тем, чтобы лучшим образом подготовиться к матчам».

От конкурентов ограждают себя не только женщины. Первая и вторая ракетки мира Энди Маррей и Новак Джокович были близкими друзьями по юниорам, но и им пришлось поставить свою дружбу на паузу, когда они начали бороться за крупнейшие взрослые титулы.

Естественный отбор

Как бы ни были комфортабельны раздевалки «Ролан Гаррос» с их диванами и деревянными шкафчиками, ничто не сравнится с «Уимблдоном», где обслуживающий персонал набирает игрокам мраморные ледяные ванны для восстановления или теплые для расслабления и даже подает чай с печеньем.

Чем более звездный игрок, тем больше, по словам Палмара, у него привилегий в раздевалке.

«Дежурные в раздевалках из года в год одни и те же, и они стараются каждый год давать игрокам одни и те же шкафчики».

Когда 22-кратная чемпионка «Шлемов» Граф завершала карьеру, организаторы «Ролан Гаррос» выгравировали ее победы на дверце ее шкафчика номер 19 и подарили ее ей.

«А чтобы подчеркнуть ее исключительность, 19-й номер вообще убрали. Вместо него теперь номер 18б», – говорится на сайте «Ролан Гаррос».

На «Ролан Гаррос» две раздевалки: одна в здании главного корта – Филиппа Шатрие, – и еще одна на втором по значимости – имени Сюзан Ленглен. Но нигде пропасть между суперзвездами и всеми остальными не ощущается так, как на «Уимблдоне».

Во Всеанглийском лаун-теннисном клубе в помещении Центрального корта расположена раздевалка для 16 первых сеяных, а для всех остальных работают две другие: так называемые Северная и Южная.

«Главная раздевалка гораздо меньше и уединеннее, и в ней ты ощущаешь себя членом элитного клуба», – рассказывает Палмар.

В 2001 году обычными раздевалками пользовался будущий чемпион Горан Иванишевич, который на тот момент стоял в рейтинге так низко, что ему нужна была wild card, чтобы сыграть на турнире.

По мере того, как он продвигался по сетку, ему предложили переместиться в раздевалку для звезд. Он отказался.

«Он не хотел ничего менять, – говорит Палмар. – Когда он играл, в раздевалке все смотрели. Было ощущение, что он один из нас».

Шутки

Хотя большинство игроков – рабы привычек, а раздевалки – средоточие суеверий, есть в них место и для юмора.

Одним из главных мастеров розыгрышей в мужском туре был француз Микаэль Ллодра, который однажды голым залез в шкафчик Ивана Любичича в Майами в надежде впитать хорошую форму хорвата.

«В Майами не такие уж большие шкафчики (на фото), но он забрался в него, так что, когда Любичич открыл его, он увидел внутри скрюченного Ллодра, – рассказывает Палмар. – Это было смешно. (Занимательную историю о французе рассказал однажды и Дмитрий Турсунов. – Sports.ru.)

Даже при постоянном соперничестве ты ощущаешь себя одной большой семьей, потому что видишь друг друга каждую неделю».

Фото: facebook.com/sharapova, nadal, andymurrayofficial, djokovic.official.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий