Стимулирующие выплаты учителям в 2018 году и их критерии

Образование играет важнейшую роль в жизни каждого гражданина – оно является основой для получения высокооплачиваемой должности в будущем. Качественную работу учебных заведений обеспечивают хорошо подготовленные, квалифицированные преподаватели. Чтобы добиться достойного уровня профессиональной деятельности образовательных кадров, государство разрабатывает меры их мотивации – назначение стимулирующих выплат педагогам, добросовестно выполняющим свои обязанности.

Что такое стимулирующие выплаты учителям

Стимулирующие выплаты учителям – это финансовые надбавки, назначаемые занятым в сфере образования лицам в качестве поощрительных вознаграждений за достижения и успехи на профессиональном поприще. Их список законодательством Российской Федерации (далее – РФ) прямо не установлен, но должен быть разработан и принят в форме нормативного документа в каждом учебном заведении.

Цель и назначение

Цели поощрительных денежных выплат учителям – побудить педагогов к повышению качества и количества работы. Материальные надбавки являются дополнительной мотивацией трудящихся в образовательной сфере лиц. Назначение вознаграждений можно описать в нескольких пунктах:

    премировать опытных, ценных педагогов; понизить кадровую текучку; привлечь и набрать как можно больше специалистов с высоким уровнем квалификации; сделать программу обучения и воспитательный процесс интересными для каждого ребенка; внести в график занятий развивающие и объединяющие внеклассные мероприятия – факультативы, кружки, конкурсы.

Соотношение базовой и стимулирующей части заработной платы

С декабря 01.12.2008 г. фонд оплаты труда работников образовательных учреждений формируется из 3 частей: базовой ставки, компенсационной выплаты, стимулирующей надбавки. Критерии назначения и размеры материальных поощрений закреплены в документации каждого учебного заведения: детского сада, школы, гимназии, лицея, колледжа, университета, академии.

Законодательством РФ рекомендуется перераспределять денежные средства, предназначенные для оплаты труда так, чтобы размер базовой части оклада педагогов, работающих в высших учебных заведениях, составлял не ниже 65–70 процентов от общей суммы получки. Объем вознаграждения не может превышать 30–35%. Соотношение долей зарплаты преподавателей общеобразовательных учреждений немного отличается. Базовая часть их оклада должна быть не менее 60% от общей суммы выплаты, стимулирующая – не более 40%.

Нормативно-правовое регулирование

Законодательная база, согласно которой образовательные учреждения формируют критерии назначения материальных вознаграждений своим сотрудникам, содержит несколько актов. Таблица со сводной информацией о правовых нормах, которые регулируют стимулирующие и компенсационные выплаты в образовании:

Документ Содержание/назначение

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном, местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 г., утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017 г., протокол №11

О соотношении базовой и стимулирующей частей зарплаты педагогов, о принципах формирования оклада работников образовательной сферы

Приказы

Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. №818

Указывает перечень фундаментальных критериев, в соответствии с которыми рассчитываются материальные вознаграждения педагогам

Министерства труда России от 26.04.2013 г. №167н

Содержит рекомендации, как устанавливать персональные требования к конкретному преподавателю в трудовом документе (контракте или договоре)

Письмо Министерства науки и образования РФ от 20.06.2013 г. №АП-1073/02

Список методических рекомендаций для разработки показателей эффективности трудящихся в образовательной сфере

Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ)

ст. 129

Определяет право любого работника рассчитывать на компенсационные и стимулирующие выплаты

ст. 135

О правилах составления и порядке действия коллективного договора, в котором перечислены индивидуальные для каждого учебного заведения критерии для назначения поощрительных вознаграждений

ч. 2 ст. 135

Указывает тип документа – соглашение, локальный нормативный акт или какой-нибудь другой, в котором образовательное учреждение должно упомянуть перечень стимулирующих педагогов выплат, критерии их назначения

ст. 144

О праве и порядке установления работодателем различных систем премирования, материальных поощрений, надбавок с учетом мнения работника представительного органа

Виды доплат и надбавок

Из государственных средств, направленных на оплату педагогической деятельности работников образовательной сферы, государство также выделяет бюджетникам мотивационные денежные прибавки. К видам стимулирующих начислений относят:

Вид начисления Особенности и назначение

Доплаты

Выделяются конкретному педагогу за выслугу лет, оформляются как прибавка к ежемесячному или ежегодному расчету оклада, который основывается на средней ставке

Надбавки (специальное положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам для их назначения не требуется, они заверяются директором учебного заведения)

Начисляются только по усмотрению организации-нанимателя, руководство которой утверждает их самостоятельно, за профессионализм преподавателя или воспитателя, проявленный в процессе осуществления образовательной деятельности

Финансовые вознаграждения

Предоставляются учителю за достижение более высоких звания, должности, категории

Материальные поощрения

Денежные премии

Единовременные – необязательные выплаты, назначаемые по усмотрению работодателя за особые услуги, оказанные в процессе осуществления преподавательской деятельности, или достижения, полученные в ходе учебного процесса

Регулярные (многоразовые) – начисляются ежемесячно как прибавка к основному окладу, учитываются при расчете среднего заработка педагога, должны предусматриваться трудовым договором, который заключен между ним и нанявшей его организацией

Индивидуальные – назначаются конкретному специалисту в особом порядке, который определяет размер, периодичность и условия их получения

Разбитые на несколько выплат – предусматриваются как составная часть оклада и перечисляются удостоенному их учителю, пока не будут переведены ему в полном объеме

13 зарплата

Регулируется ст. 135 ТК РФ, может быть оформлена пунктом трудового договора педагога с работодателем – образовательным учреждением, может являться долей основной получки преподавателя или рассматриваться отдельно для каждого специалиста в индивидуальном порядке

Критерии стимулирующих выплат учителям

В каждой образовательной организации устанавливаются и фиксируются документально свои критерии, согласно которым назначаются стимулирующие выплаты педагогам. При составлении бумаг следует учитывать нормативные инструкции и согласно законодательству РФ формировать надбавки за:

    инициативность, блестящие результаты профессиональной деятельности; качество осуществляемой деятельности; непрерывный трудовой стаж; выслугу лет; промежуточные положительные итоги работы.

Основные критерии соответствия школьных педагогов условиям назначения материальных поощрений:

    организация, проведение классных, факультативных мероприятий – экскурсий, выставок, учебных проектов; контроль успехов учащихся; положительная динамика промежуточных образовательных результатов – по итогам экзаменов, контрольных работ, аттестаций; вовлечение родителей в учебный процесс, обеспечение их активного участия в школьной жизни, совместная организация мероприятий; улучшение базовой образовательной программы; подготовка детей к участию в олимпиадах, конференциях, соревнованиях, демонстрация учащимися положительных результатов указанных мероприятий; организация спортивной, оздоровительной деятельности; реализация коллективных педагогических проектов – «команды вокруг класса», интегрированных курсов, прочих; учебная, факультативная работа с детьми из неблагополучных семей; гибкий подход во взаимодействии с одаренными детьми, организация индивидуальной образовательной программы для них; вовлечение учеников в инфраструктуру с целью ее эволюции – оформление кабинетов, музеев, выставок, выпуск стенгазеты, создание кружков самодеятельности; участие преподавателя в создании и реализации базовой образовательной программы; стимуляция повышения успеваемости – например, организация конкурсов; привлечение молодых педагогических кадров; прохождение курсов повышения квалификации каждые 3 года минимум.

Таблица примерного расчета поощрительных надбавок:

Критерий

Показатель

Макси-мальный балл

Интенсивность трудовой деятельности

Выполнение сектором/отделом плановых результатов

1-3

Мастерство, профессионализм, методика

Повышение квалификации, участие в мероприятиях, посвященных актуализации педагогических знаний:

    профпереподготовка; курсы, семинары; участие в производственной учебе

1

Работа с региональными и муниципальными библиотеками, общественные выступления на мероприятиях, семинарах, вебинарах, наличие публикаций

Организация событий, повышающих авторитет учебного заведения, их масштабы, результаты

Дисциплина, исполнительность

Предоставление отчетной документации без проволочек согласно установленному порядку

1-2

Следование правилам внутреннего распорядка, местным правовым нормам/актам

1

Особенности оценки работы педагогов младших и подготовительных классов

При оценке профессиональной деятельности педагогов подготовительных, младших и начальных классов, воспитателей детских дошкольных учреждений во внимание принимаются иные критерии. Для назначения стимулирующих выплат этим категориям работников актуально обязательное соответствие трем основным требованиям:

    организация и проведение факультативных мероприятий, кружков, секций; разработка и введение образовательных и воспитательных программ в учебный процесс; взаимодействие с учащимися и воспитанниками, оказывающее положительное воздействие на их развитие.

Для учителей сельских школ

Права на получение стимулирующих выплат для городских педагогов и их коллег, трудящихся в сельских учебных заведениях, практически ничем не различаются. Критерии, согласно которым назначаются денежные вознаграждения, устанавливаются в обычном порядке. На практике учителя сельских школ получают причитающиеся им материальные поощрения не всегда – из-за дефицита местного бюджета, откуда должны производиться выплаты.

Если педагог демонстрирует отличные результаты профессиональной деятельности, но ему долгое время назначают только оклад с небольшими надбавками или вообще без них, он вправе обратиться к работнику Министерства образования РФ (далее – Минобразования) с требованием урегулировать вопрос. Труд сельских учителей востребован так же, как и преподавательская работа их городских коллег.

В музыкальных учреждениях

Критерии начисления поощрительных надбавок для работников музыкальных учебных заведений имеют свою специфику. Они отличаются от стандартных. Профиль музыкальных педагогов подразумевает завышенные требования к их деятельности. Средний районный показатель, как правило, колеблется возле 1,5 баллов. Основным требованием является разработка активной педагогической методики, которая мотивирует детей-учеников систематически принимать участие в музыкальных мероприятиях, конкурсах и побеждать в них.

Распределение стимулирующей части оплаты труда учителей

Мотивационные денежные пособия, начисляемые преподавательскому составу учебного заведения, распределяются после принятия соответствующих решений специально привлеченными представителями организаций, которые осуществляют государственное общественное управление в области образования, деятельности трудовых коллективов и профсоюзов. Их результаты должны размещаться в открытом доступе, например, на официальных интернет-сайтах профильных организаций.

Образовательное учреждение при участии уполномоченных представителей вышеупомянутых государственных организаций разрабатывает критерии эффективности труда преподавателей, показатели, согласно которым далее будет действовать система расчета, назначения и начисления мотивационных финансовых выплат. Все виды вознаграждений, которые полагаются учителю, прямо указываются пунктами его трудового контракта в численном выражении или формате ссылки на соответствующий закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам.

Оценочный лист и баллы

Бумага, содержащая перечень задач, в согласовании с реализацией которых осуществляются начисления мотивационных выплат с использованием балльной системы, называется оценочным листом. Сроки их выполнения, например, неделя, месяц, квартал, год, тоже должны быть указаны в документе. Оценочный лист выглядит как список условий и критериев, репрезентующих общие постановления, порядок оценки и стимуляции педагогов.

В документе предусматриваются пустые места – ячейки для выставления баллов, которые учителя должны заработать в процессе осуществления профессиональной образовательной деятельности. Отметки проставляются по факту реализации определенных пунктов, их неисполнение ведет к снятию баллов. Оценочный лист – это основание для начисления поощрительной выплаты, он содержит результаты деятельности педагога.

Способы распределения поощрительных выплат

Размер материальных вознаграждений подлежит корректировке руководством учебного заведения на основании объема его бюджета. Сумма мотивационной выплаты за одно и то же достижение преподавателя может варьироваться в зависимости от правил и финансовых возможностей учебного заведения, в котором он трудится.

Основные способы распределения стимулирующих надбавок:

Руководитель образовательной организации выдвигает предложение о порядке начислений денежных мотиваций на рассмотрение профессионального союза (далее – профсоюза). Оно или одобряется с последующим принятием положительного решения, либо в него вносятся правки, дополнения, изменения. Создается специальная комиссия во главе с директором, которая занимается распределением материальных поощрений. Принятие решения на заседании профсоюзного комитета школы

Директор школы подает профсоюзу документы – оценочный лист, данные трудящихся образовательного учреждения и список предложений: о размере стоимости балла, назначении соответствующих мотивационных выплат конкретным работникам – педагогам. Члены принимающей организации анализируют предоставленные данные. По факту их изучения профсоюз:

    вносит рекомендации, коррективы по их изменению и/или дополнению, если этого требует ситуация; согласовывает предложения руководителя; принимает ряд соответствующих решений.

Принятие решения специальной комиссией во главе с директором учебного заведения

В специально созданную комиссию уполномоченное лицо представляет к детальному анализу оценочный лист. Ее члены проверяют документальные данные на объективность, обобщают их, чтобы сформировать предложения о начислении доплат сотрудникам. Комиссия включает несколько советов:

    по принятию решений по вынесенным на повестку пунктам; научно-методический; рабочего коллектива и/или профсоюза.

Комиссия выносит на рассмотрение советов предложения по стоимости одного балла, используемого системой мониторинга профессиональной деятельности педагога, и по назначению персональных мотивационных проплат, обоснованных данными оценочного листа. Ее члены согласовывают, корректируют при необходимости, а затем утверждают решения о распределении материальных поощрений. Директор образовательной организации издает распоряжение (акт или приказ) о порядке начисления денежных вознаграждений педагогам.

Порядок расчета

Чтобы распределить между работниками образовательного учреждения часть фонда стимулирующих выплат, применяется система начисления баллов. Их количество вписывается в оценочный лист, который содержит результаты профессиональной деятельности всех педагогов, трудящихся в учебном заведении, и объем их предполагаемых финансовых вознаграждений.

Алгоритм расчета таков:

    подсчитывается сумма баллов, заработанная каждым учителем по всем выдвинутым показателям; определяется стоимость балла, а фонд, выделенный на стимулирующие выплаты учителям, делят на общее количество баллов, набранное всеми работниками образовательного учреждения; стоимость одного балла умножается на общую сумму, набранную учителем.

Видео

Источник: sovets.net

Добавить комментарий