Выплаты по европротоколу — как получить максимальную сумму

Каждый автовладелец, будь то водитель со стажем либо новичок, теоретически может попасть в аварию. В такой ситуации не всегда нужно вызывать сотрудника ГИБДД, поскольку часто можно самостоятельно оформить дорожно-транспортное происшествие для последующего получения компенсации. Законодательством разрешено использование европротокола, при предъявлении которого страховая компания возместит полученный ущерб, но для этого нужно знать все тонкости процедуры оформления.

Что такое европротокол

При небольшой аварии повреждения ТС бывают несоизмеримыми с тем временем, которое необходимо потратить на оформление происшествия. Во-первых, следует дождаться прибытия сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения. Во-вторых, авария может создать пробку на дороге, причинив неудобства для других водителей. Всего этого можно избежать, заполнив европротокол – специальный бланк, именуемый Извещением о дорожно-транспортном происшествии (далее – Извещение).

Европротокол имеет унифицированную форму и действует на всей территории России. Он не является бланком строгой ответственности, поэтому, допустив ошибку, можно заполнить другой экземпляр. Использование данного документа дает водителям возможность сократить время на оформление всех формальностей. Кроме этого, виновнику ДТП не придется платить штраф. Впоследствии Извещение будет являться основанием для получения компенсационных выплат со стороны страховой компании (СК) по полисам ОСАГО и (или) КАСКО.

Нормативно-правовая база

Основным законодательным актом, который регулирует применение европротокола, является закон № 40-ФЗ (25.04.2002 г.). Последние изменения в него вступили с первого августа и первого октября 2014 года. Дополнительно следует упомянуть и другие документы, которые касаются как самого страхования гражданской ответственности владельцев ТС, так и прав и обязанностей при возникновении дорожного происшествия:

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 13.02.2018 г.) «О Правилах дорожного движения»; «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утверждены Банком России 19.09.2014 г.№ 431-П) (ред. от 25.12.2017 г.); Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Изменения в законодательстве с 1 июня 2018 года

В конце декабря 2017 года депутатами Государственной думы был принят новый федеральный закон за номером 448-ФЗ, согласно которому вносятся изменения в закон № 40-ФЗ. Текст был одобрен Советом Федерации, но сам документ не вступил в законную силу. Это произойдет только 1 июня 2018 года (определенные пункты – с 01.10.2019 г.). Нововведения будут касаться следующих аспектов:

    при отсутствии разногласий между участниками аварии предельная сумма по европротоколу возрастает с прежних 50 тыс. до 100 тыс. рублей; при наличии разногласий информация об обстоятельствах понесенного ущерба обязана быть зафиксирована участниками при помощи средств фото и (или) видеосъемки и передана в АИС ОСАГО; при отсутствии разногласий между участниками ДТП, которое произошло в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области, и для получения максимальной выплаты в 400 тыс. рублей данные об обстоятельствах нанесения вреда должны быть зафиксированы и переданы в АИС ОСАГО.

Единственный пункт, который вступит в силу позже, не с июня 2018, а с 1 октября 2019 года гласит:

    обстоятельства причинения ущерба из-за повреждения транспортного средства при ДТП, перечень видимых повреждений и их характер должны фиксироваться непосредственно в самом европротоколе.

В каких случаях оформляется

Европротокол упростил порядок оформления дорожно-транспортного происшествия при причинении небольшого вреда ТС, но согласно законодательству использовать его можно лишь при соблюдении всех нижеперечисленных обстоятельств:

    В результате аварии ущерб нанесен только транспортным средствам. Вред здоровью или смерть участников ДТП (в том числе и пешеходов) не зафиксированы. Оба участника дорожно-транспортного происшествия застраховали автогражданскую ответственность, оформив полис ОСАГО. Для иностранцев необходимо наличие «зеленой карты». В аварии пострадало не более двух транспортных средств. ТС с прицепом рассматривается как одна единица. Участники ДТП не имеют претензий друг к другу. Это означает, что граждане сошлись во мнении по причинам и обстоятельствам аварии, наличию и характеру видимых повреждений транспортных средств.

Если хоть одно из этих обстоятельств не соблюдено, оформление ДТП по европротоколу становится невозможным. В такой ситуации участникам необходимо вызывать сотрудника полиции. Присутствие представителя ГИБДД обязательно, если вследствие аварии:

    пострадал водитель, пассажиры или пешеходы; ДТП произошло с участием трех и более транспортных средств; очевидный ущерб от инцидента превышает законодательно установленный лимит возмещения.

Где взять бланк

Частая проблема, препятствующая составлению европротокола – отсутствие у участников ДТП самого бланка. Выдается он в страховой компании (Росгосстрах, Альфа-Страхование, Ренессанс Страхование и пр.), где автолюбитель заключает договор по ОСАГО или КАСКО. Извещение является бесплатным, поэтому оптимальный вариант при оформлении автогражданки или КАСКО – взять сразу несколько экземпляров.

Поскольку при заполнении бланка не допускается исправлений и зачеркиваний, редко кто из водителей, особенно впервые сталкивающихся с составлением европротокола, может безошибочно вписать все необходимые данные. Если бланк отсутствует, можно взять его в любой ближайшей страховой компании или скачать из интернета. Искать образец рекомендуется на проверенных порталах, чтобы в будущем получить причитающуюся выплату по Извещению.

Как выглядит бланк европротокола

Извещение о дорожно-транспортном происшествии имеет единую форму и является законной на всей территории России без исключений. Бланк состоит из трех элементов – основного листа, дополнительного и инструкции. Заполняется только первый экземпляр, поскольку внесенные в него данные копируются на вкладыш. После внесения всех данных листы отсоединяются друг от друга для каждого из водителей. Не имеет значения, кому достанется первый, а кому второй лист – оба они имеют равнозначную юридическую силу.

Форма Европротокола утверждена Приказом МВД РФ от 01.04.2011 года № 155:

    цвет оформления первой страницы и инструкции – голубой и белый; цвет оформления второй – белый и зеленый; лицевая сторона содержит 18 пунктов; оборотная сторона – 7, данные в которые вносит каждый участник ДТП самостоятельно; документ не имеет серийных номеров, водяных знаком, голограмм и прочих элементов защиты от мошенничества.

Как составить европротокол при ДТП

Перед тем как начинать вносить данные в Извещение, необходимо ознакомиться с прилагаемой инструкцией. Водителями заполняется один бланк, причем для каждого отводится отдельная колонка. Кому какую выбрать – участники аварии решают на свое усмотрение. На лицевой стороне указываются:

Место ДТП. Если авария произошла в городе – название населенного пункта, улицы и номер ближайшего дома. Если на перекрестке – названия улиц, за городом – название трассы (номер), километр и направление движения. Дата ДТП. Количество поврежденных ТС. Проставляется цифра 1 или 2. Если пострадало больше – необходимо вызвать ГИБДД. Количество раненых/погибших. Ставится прочерк. Освидетельствование участников ДТП на состояние алкогольного и (или) наркотического опьянение. Тоже ставится прочерк. Если же у кого-либо из участников аварии возникло подозрение, что второй человек пьян – необходимо вызвать ГИБДД. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме «А» и «В») и другому имуществу. Ставится отметка «Нет», поскольку европротокол составляют только при участии двух транспортных средств (в бланке они значатся как «А» и «В»). Свидетели ДТП. Если имеются свидетели аварии, следует указать их контактные данные, а лучше письменные показания об обстоятельствах инцидента. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД. Ставится «Нет», поскольку Извещение составляется без присутствия полиции.

Следующие пункты заполняются каждым воителем индивидуально:

Марка, модель ТС. Данные вносятся согласно Свидетельству о регистрации транспортного средства. Собственник. Указывается тот гражданин, который является владельцем ТС, его адрес. Водитель. Вносятся данные о человеке, который управлял машиной в момент аварии. Данные могут не совпадать с информацией, внесенной в пункт 10. Страховщик. Указывается компания, в которой был оформлен полис ОСАГО, номер документа и дата окончания действия. Место первоначального удара. Характер и перечень видимых повреждений. Отражаются все видимые повреждения. Замечания. Указывается информация о том, кто стал виновником ДТП, и кто является невиновным. Обстоятельства ДТП. Необходимо выбрать из приведенного списка. Дополнительно следует указать после заполнения количество отмеченных клеток. Схема ДТП. Обозначаются контуры проезжей части с направлением движения по полосам и названием улиц. Указывается расположение ТС, дорожная разметка, светофоры, дорожные знаки и указатели, остановки – вся информация, которая имеет отношение к инциденту. Подписи водителей.

Если на оборотной стороне не хватает места для записи всей информации, это можно сделать на чистом листе бумаги с обязательным указанием, к какому документу относится приложение, кто его составил и подписи обеих сторон ДТП. На самом бланке тоже необходимо сделать отметку, что он предоставляется «С приложением». После заполнения европротокола можно покидать место аварии.

Схема ДТП

Единых правил, которым необходимо следовать при прорисовке схемы, не существует. Изображение на европротоколе должно быть понятным и четким, чтобы впоследствии не вызывать сомнений и вопросов у работников страховой компании. Разрешается первоначально составить схему на отдельном листе бумаги, а после согласования ее обеими сторонами инцидента перенести в европротокол. Изображение не должно иметь исправлений, а быть точным и лаконичным.

При составлении схемы стоит придерживаться некоторых правил:

    Для начала наносится участок дороги, где произошло транспортное происшествие. Если инцидент случился в населенном пункте, обязательно указывают названия улиц. Необходимо отметить, где находится тротуар, есть ли трамвайные пути. Рисуется разметка, дорожные знаки и прочие нюансы, которые смогут стать доказательной базой для установления виновника аварии. Отображается положение транспортных средств и направление их движения при помощи стрелок. Не стоит досконально прорисовывать каждую машину. Как правило, для их обозначения используются простые прямоугольники, которые обозначаются буквами «А» и «В». Место столкновения (удара) обозначается «Х». Все ТС изображаются в горизонтальной плоскости за исключением случаев, когда машина перевернулась на бок. Если причиной аварии стали посторонние объекты, например, другие транспортные средства, открытый колодец, ямы и прочее (все, что могло повредить авто), их тоже наносят на схему.

Фото- и видеосъемка авто и места ДТП

Доказательной базой может служить фото- и (или) видеосъемка. Для этого используются мобильный телефон, фотоаппарат или видеокамера – все доступные средства. Съемка выполняется в первый час после аварии. На снимках должны присутствовать:

    транспортные средства с установленными на них регистрационными знаками. Если ТС не имеет госномер, необходимо сфотографировать VIN-код (идентификационный номер машины); повреждения; расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к окружающим объектам; общее фото аварии; тормозной путь; обломки деталей транспортных средств.

Контакты свидетелей

В европротоколе имеется пункт, где можно указать контакты свидетелей дорожно-транспортного происшествия. Записывается фамилия, имя, отчество, адрес жительства и контактный телефон. По возможности рекомендуется взять свидетельские показания в письменном виде. Впоследствии вся собранная информация может помочь в случае возникновения конфликтных ситуаций, в том числе и со страховой компанией. Графа не заполняется, если таких граждан нет.

Максимальная выплата по европротоколу

Законодательством установлены определенные лимиты по возмещению ущерба при дорожно-транспортном происшествии, для оформления которого используется европротокол. В основу их положен территориальный принцип, который делит все регионы на две категории:

    Города Москва и Санкт-Петербург плюс Московская и Ленинградская области. Если ДТП произошло в пределах этих субъектов, максимум выплаты по европротоколу составит 400 тыс. рублей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия, о которых речь пойдет ниже. Все остальные регионы. Компенсация осуществляется страховой компанией в пределах 50 тыс. рублей – таково требование законодательства.

При дорожно-транспортном инциденте сложно оценить ущерб аварии, поэтому часто граждане сталкиваются с такой ситуацией, что после осмотра на станции технического обслуживания сумма ремонта может значительно возрасти. Страховая компания вправе в таком случае возместить лишь законодательно установленный максимум. Остальная сумма, которая была затрачена на восстановление транспортного средства, может быть взыскана с виновника аварии через суд.

Сумма выплат при наличии данных системы ГЛОНАСС

Выплаты по европротоколу при авариях, произошедших в границах столицы и области, а также города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, могут достигать 400 тыс. рублей. Единственным условием для этого является наличие в транспортном средстве установленной системы ГЛОНАСС – Глобальной навигационной спутниковой системы. С 1 января 2018 года все новые транспортные средства, реализуемые на территории России, должны оснащаться таким устройством.

Принцип действия системы прост. При аварии устройство подает сигнал диспетчеру о силе удара и координатах нахождения ТС. Водитель в течение 10 минут обязан нажать специальную кнопку, после чего установится связь с оператором. Затем в течение часа необходимо сделать фотографии с места аварии (пострадавшие авто, их номерные знаки, повреждения и пр.) и заполнить Извещение. Важным условием является то, что на данный момент допускается факт наличия устройства ГЛОНАСС только в одном автомобиле – участнике аварии.

Новый лимит выплат с 1 июня 2018 года

Согласно принятому закону 448-ФЗ, с первого июня 2018 года в закон № 40-ФЗ вносятся определенные изменения, главным из которых является увеличение лимита суммы, выплачиваемой по европротоколу с нынешних 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Связано это напрямую с тем, что средняя выплата по ОСАГО согласно, официальной статистике, возросла до 76 тыс. рулей, что выше законодательно установленного размера. Лимит в 100 тысяч определен и при разногласиях среди участников ДТП, но в этом случае транспортное средство должно быть оборудовано системой ГЛОНАСС.

Какие документы предоставляются в страховую для получения выплат по европротоколу

Для получения компенсации при повреждении транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии потерпевший должен обратиться в страховую компанию, где он оформлял полис ОСАГО. На подачу заявления дается пять дней, но при наличии документального подтверждения срок может быть продлен (например, при болезни заявителя). Для оформления выплаты по европротоколу не нужно получать справку в ГИБДД. Помимо заполненного бланка Извещения специалисту СК понадобятся:

    личный паспорт и копию водительского удостоверения; бумаги, свидетельствующие о праве собственности на авто; действующий полис ОСАГО; заявление о возмещении причиненного ущерба и понесенных убытков; электронный носитель с фото- и (или) видеосъемкой последствий аварии; банковские реквизиты; свидетельские показания.

Если вместо пострадавшего обращается его доверенное лицо, следует предоставить нотариально заверенную доверенность на право осуществления подобного рода деятельности. Помимо потерпевшего направить свой экземпляр европротокола должен и виновник ДТП – это его прямая обязанность по договору ОСАГО. Если он этого не сделал в положенный срок (пять дней), существует риск того, что страховщик может взыскать с него причитающиеся выплаты по европротоколу.

Для начисления денежных выплат уполномоченный специалист СК должен принять документы от пострадавшей стороны и произвести оценку всех обстоятельств аварии. В ходе проведения процедуры страховщик может затребовать предоставить поврежденный автомобиль для осмотра. По этой причине ремонт ТС можно производить лишь спустя 15 календарных дней после инцидента, если на это нет особого разрешения СК.

Видео

Источник: sovets.net

Добавить комментарий